Ваш ребенок и его успех.

Упражнения.

1. Фильм моей жизни (д. с. – 5-й).

Берется любая картонная коробка, сверху в ней делается горизонтальный разрез, на передней ее стороне вырезается квадрат. Получается своеобразный телевизор. Отдельно вырезается широкая лента (ее ширина совпадает с шириной горизонтального выреза на коробке). Последовательно ребенок рисует на ленте основные события своей жизни. Затем лента просовывается в горизонтальный разрез, и рисунки можно увидеть через вырезанный квадрат. Ребенок демонстрирует фильм о его жизни. Фильм может быть как немым, так и озвученным.

Ваш ребенок и его успех

2. Мои частички (д. с. – 5-й).

Мы состоим из различных частичек, и каждый наш опыт является своеобразным кирпичиком в построении индивидуальности. Любое событие – это только один кусочек нашей личности. Ребенок складывает мозаику своей жизни. На каждом фрагменте мозаики он пишет или рисует событие своей жизни (используя ключевые слова) и отмечает возраст, в котором это событие произошло.

3. Линия моей жизни (2—11-й).

На прямой линии дети пишут любое событие, которое они считают значимым в своей жизни. Это могут быть как негативные, так и позитивные моменты. Опыт показывает, что дети чаще пишут о плохих событиях, поэтому необходимо помочь им вспомнить хорошее. Это упражнение также помогает детям обратить внимание на то, что в жизни каждого человека встречаются события, которые происходят и с другими людьми, и события, отражающие уникальный опыт индивида.

4. Мой круг достижений (3—11-й).

Предложите детям заполнить шаблон – круг, разделенный на 6 секторов, отвечая на вопросы, а затем обсудите результаты. Ответ может быть в виде рисунка, ключевого слова, символа.

1. Наиболее значимое событие в жизни от рождения до настоящего момента.

2. Твой наибольший успех в прошлом году.

3. Твой самый счастливый момент в прошлом году.

4. Если бы у тебя были год жизни и гарантия успеха в любой области, что бы ты сделал?

5. В чем твои сильные стороны?

6. Если бы ты сегодня уезжал навсегда, как бы ты хотел, чтобы тебя вспоминали люди? Какими тремя словами?

5. Коробка счастья (2—11-й).

В жизни любого ребенка есть ситуации, которые делают его счастливым, есть впечатления, происшествия, события, за которые он благодарен судьбе. Задача этого упражнения – помочь вспомнить о них.

Ведущий обращается к каждому из детей: «Представь, что у тебя есть коробка счастья. Она может быть размером с коробку из-под обуви, коробочку из-под маминого кольца, а может быть такой большой, как упаковка от холодильника. В этой коробке хранится только то, что делает тебя счастливым. Если ты вдруг почувствуешь себя одиноким или загрустишь, ты всегда можешь залезть в нее, чтобы развеселиться. Что ты положишь в коробку? Закрой глаза и подумай пару минут о том, что помогает тебе чувствовать себя счастливым. Если ты представил себе, что это такое, можешь открыть глаза. Нарисуй свою коробку и то, что в ней находится. Если хочешь, можешь нарисовать себя».

Ваш ребенок и его успех

Имеет смысл сначала подумать о размере коробки счастья. Помогите детям представить ее и изобразить на листе бумаги. После этого дети рисуют содержимое коробки. Людей и предметы можно рисовать как внутри коробки, так и вокруг нее. На рисование отводится примерно 15 минут. Затем дети собираются в четверки, показывают друг другу свои рисунки и обсуждают их.

6. Позитив в негативе (8—11-й).

Ведущий предлагает ребенку вспомнить неприятную ситуацию, которая с ним произошла, потом дает следующее задание: «Какая у тебя сейчас реакция на ту ситуацию? Злость, слезы? Имеешь право. Только теперь давай попробуем извлечь из этого опыта немного пользы (а может быть, и много ☺), а не только сплошные разочарования. Вначале посмотри на случившуюся ситуацию со стороны (ты зритель, который смотрит кино, или ты муха, сидящая на стене той комнаты, где все происходило). А теперь ответь письменно на несколько вопросов».

Вопросы, которые следует задать ребенку, такие.

1. Опиши, как событие выглядело внешне (с позиции зрителя или мухи).

2. Теперь опиши свои мысли и чувства в момент происходящего.

3. Если бы по этой ситуации снимали фильм, как бы ты его назвал.

4. Какие три урока ты можешь извлечь из этой ситуации?

5. Какие твои качества она развивает (способность быстро принимать решения, быть внимательным и т. д.)?

6. Перечитай свои ответы. Какие чувства теперь вызывает ситуация? Какое название ты ей дал бы сейчас?

Коротко о главном.

• Взрослый должен понимать: то, как ребенок воспринимает свой личный опыт, свое прошлое, очень сильно влияет на его отношение к себе. Каждое событие – это один кусочек его личности.

• Сопоставляя свой опыт с тем, что рассказывают другие (родители, друзья, одноклассники), дети постепенно осознают, что у всех бывают неудачи. Главное – не наличие неудач, а то, как мы с ними справляемся.

• Важно учить ребенка правильно оценивать свой опыт, делать выводы с акцентом на позитивном, честно отвечать на вопросы: «Для чего мне нужно было пережить эту ситуацию? Что мне это дало? Как я изменился?».

• Учите детей воспринимать жизнь, как личного тренера по плаванию. Тренеру всегда виднее, какую группу мышц нам надо подкачать.

• В жизни любого ребенка есть ситуации, которые делают его счастливым, есть впечатления, происшествия, события, за которые он может благодарить судьбу. Задача взрослого – сделать на этом акцент так, чтобы ребенок не забывал о них.