Ваш ребенок и его успех.

3. Неповторимые звездочки. Как помочь ребенку осознать свою уникальность.

Любое «я», даже самое наивное, – это не единство, а многосложнейший мир, это маленькое звездное небо, хаос форм, ступеней и состояний, наследственности и возможностей.

Герман Гессе. «Степной Волк».

Многие великие мыслители считают, что цель жизни заключается в максимальном выражении себя. Но для того, чтобы реализовать свой потенциал, человеку необходимо осознать самого себя, иметь мужество и желание заглянуть в хаос собственной души. Как же нам помочь ребенку не стыдиться самого себя, как помочь выразить свою уникальность, следовать своей природе?

Мы с вами уже говорили, что многие вещи дети чувствуют интуитивно. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок гордился своими отличительными чертами, посмотрите на себя, на свое отношение к этим его чертам. Для начала обратите внимание на свое поведение, задайте себе несколько вопросов.

1. Могу ли я принять те качества в ребенке, которые отличают его от других?

2. Поощряю ли я в ребенке чувство гордости за свои уникальные качества?

3. Создаю ли я ситуации, при которых ребенок имеет возможность глубже раскрыть себя, свои интересы, истинные чувства?

Относиться к ребенку как к индивидуальности с самого рождения помогают труды философов эзотерического направления. Согласна, их взгляды полны неожиданностей, особенно для нас, педагогов постсоветского пространства, а многие их идеи кажутся шокирующими и непонятными. Но я хочу отметить одно: можно по-разному относиться к эзотерической философии, но знать, что существует такой подход к трактовке сущности ребенка, каждый мыслящий воспитатель должен. Очень многим именно эта философия помогла взглянуть на ребенка с уважением и пониманием.

Вы только послушайте, как красиво и завораживающе звучат слова Рудольфа Штайнера: «Человек в процессе становления – это величайшее божественное откровение, и если Учитель познает ребенка не просто анатомически или физиологически, а наблюдает, как душа и дух изливаются в тело, то его наполняет благоговение перед тем, что восходит на поверхность мира из божественных глубин».

А вот выдержки из книги «Пророк» Джебрана Халиля, арабского писателя и философа: «Ваши дети не дети вам. Они сыновья и дочери тоски жизни по самой себе. Они приходят благодаря вам, но не от вас. И хотя они с вами, они не принадлежат вам». Мне кажется, трудно остаться равнодушным к таким словам.

Каждый ребенок нуждается в ощущении своей уникальности, он хочет знать, что его особые качества оценены другими и вызывают уважение. Самоуважение, которое, кстати, не является врожденным качеством, а приобретается в ходе жизни, напрямую зависит от того, как развивается самооценка вашего малыша.

При этом важно помнить, что развитие индивидуальности – это постепенный процесс, который начинается с внутреннего понимания себя, осознания своего отличия. По мере того как ребенок осознает себя, он замечает все больше и больше, что не все его качества присущи другим людям, что его картина себя может не совпадать с картиной другого.

Для высокой самооценки важно, чтобы у ребенка не просто развивалось осознание своего отличия от других, но чтобы ему было комфортно с этими своими отличиями, чтобы он мог думать о себе: «У меня есть качества, которых у других нет. Такого, как я, в мире больше нет. Я единственный и уникальный! Здорово-то как!».

Удивительно доходчиво о таких сложных вещах говорит своим читателям – подросткам американский учебник: «Твоя личность – это уникальная комбинация чувств, мыслей и поведения, которые отличают тебя от кого-либо другого. Частично твоя личность определяется твоей реакцией на проблемы, новые ситуации и другие события. Твоя я-концепция – это взгляд на те уникальные качества, которыми ты обладаешь. В основном это то, как ты видишь себя. Как ты можешь описать себя? Можешь ли ты описать свои сильные стороны так же хорошо, как и слабые? Иногда подростки имеют склонность к фокусированию или преувеличению своих изъянов и не обращают внимания на сильные стороны. Это приводит к формированию излишне негативной я-концепции».

Действительно, многие дети не чувствуют себя комфортно с самим собой, более того, вместо того чтобы «смаковать» свою изюминку, они купаются в своих недостатках, в жалости к себе. Поэтому для таких ребят будут полезны упражнения, которые помогут им:

• принять себя, свою уникальность, те качества, которыми они отличаются от других. Высокая самооценка начинается со знания, что каждый человек достоин любви и принятия;

• осознать свои интересы, роли и способности. До того, как ребенок сможет осознать свое отличие от других, он должен понять, каков он.

Для начала попробуйте приведенные ниже игры.