Ваш ребенок и его успех.

Упражнения.

1. Мой шедевр (д. с. – 4-й).

Возьмите цветную бумагу, карандаши и за пять минут нарисуйте любую картинку – лучше, чтобы это был какой-нибудь простой рисунок или абстракция. Во время этого творчества беседуйте с ребятами, шутите. После окончания спросите: «Вы когда-нибудь видели такое раньше? Точно такое?».

Ваш ребенок и его успех

Подведите детей к мысли, что каким бы ни был ваш шедевр, дублировать его невозможно, потому что нельзя точно так же провести линии и подобрать краски. Картинка может быть очень похожей. Но это не будет то же самое.

После дискуссии пусть дети сами нарисуют свои шедевры (5—10 минут). Потом обсудите с ними то, что каждый их рисунок уникален и точно так же уникален каждый человек. Подведите их к мысли, что каждый из них имеет свои отличия, свои особенности, каждый из них незаменим и его невозможно дублировать.

2. Если бы мои вещи могли говорить (д. с. – 4-й).

Предложите ребенку подумать, что о нем рассказали бы его вещи, если бы они могли разговаривать? Для обсуждения возьмите, к примеру, следующие предметы: зубная щетка, телевизор, кровать, туфли, велосипед, платье, кукла, книга.

3. Моя реклама (5—11-й).

Предложите детям следующее задание: «Дай о себе объявление в газету (30 слов). Что это будут за слова? Попробуй сделать это так, чтобы с тобой захотели встретиться».

4. Мой коллаж (д. с. – 11-й).

Большая буква «я» делится на секции, которые затем заполняются рисунками, фотографиями, картинками из журналов, которые относятся к ребенку.

5. Мои мечты (д. с. – 11-й).

Рисуем профиль головы ребенка или его силуэт. Внутри он рисует или пишет ответы на вопросы: «О чем ты мечтаешь? Что бы ты хотел, чтобы с тобой случилось?».

Ваш ребенок и его успех

6. Яркая звездочка (д. с. – 5-й).

Ваш ребенок и его успех

Предложите ребенку в центре звездочки нарисовать свой портрет или наклеить фотографию, а в каждом луче звезды написать (нарисовать) что-то о себе (что ему в себе нравится, чем он гордится).

7. Капсула времени (1—8-й).

Ребенку предлагается следующее задание:

«Подумай о своей жизни сегодня. Что бы ты хотел, чтобы запомнилось? Возьми длинную полоску бумаги и нарисуй (напиши) о себе сегодняшнем. Ты можешь включить: свои отпечатки рук и ног, фото семьи, любимое кино, книгу, близкого друга, любимую еду и т. д.

Сверни свое произведение и засунь в бутылку (бутылочки можно прятать или же, наоборот, выставлять на шкаф). Каждый год к коллекции будет добавляться новый экспонат».

8. Хвастунишка (д. с. – 5-й).

В группе из 5 ребят каждому дается возможность в течение 3 минут похвастаться собой. В конце надо обсудить: комфортно ли дети себя чувствовали, когда хвастались? Комфортно ли было слушать хвастовство других? Казалось ли им, что истории других более захватывающие?

9. Шкаф моих качеств (2—5-й).

Предложите ребенку такое задание: «На каждом кусочке бумаги напиши прилагательное, которое тебя описывает». Затем пусть он сложит исписанные карточки стопочкой так, чтобы внизу оказались те качества, которыми он гордится меньше всего, а вверху – те, которыми он гордится больше всего. Обсудите его «шкафчик».

Ваш ребенок и его успех

10. Гордость (1—6-й).

Ведущий предлагает каждому из детей следующее задание: «Подумай, в каких случаях ты гордишься собой? Что ты чувствуешь при этом в своем теле? Как ты дышишь? Как ты держишь голову и спину?

Нарисуй картинку, которая показывает, как ты гордишься собой. Можешь нарисовать свою гордость, как ты ее представляешь, или самого себя в тот момент, когда ты горд. Возможно, ты захочешь нарисовать то, что хорошо умеешь или любишь делать, или то, как ты помогаешь другим или, преодолевая себя, делаешь что-то трудное…» (10–15 минут.).

После этого дети собираются в четверки, показывают друг другу рисунки и обсуждают их. Спросите детей, как они себя чувствовали, когда показывали друг другу свои рисунки. Как обстоит дело в их семьях – могут ли дети демонстрировать домашним свою гордость? Разделяют ли родители их чувства?

Предложите ребятам выступить перед группой, показать всем свои рисунки и рассказать, чем они гордятся. После каждого рассказа группа встает и аплодирует. Этот маленький ритуал поможет усилить групповую сплоченность. Обсудите с детьми значение гордости.

• почему так важно позволять себе испытывать гордость?

• когда гордость превращается в хвастовство?

• что хорошего и что плохого в том, что мы сравниваем себя с другими?

Коротко о главном.

• Подведите ребенка к мысли, что каждый человек имеет свои особенности, каждый – неповторим.

• Если вы хотите, чтобы ваш ребенок гордился своими отличительными чертами, начните с себя – с собственного отношения к этим чертам.

• Помогите ребенку увидеть, что не все его качества присущи другим людям, что его картина себя может не совпадать с картиной другого.

• Ребенку должно быть комфортно со своими «отличиями». Дайте ему возможность прийти к мысли: «У меня есть качества, которых у других нет. Такого, как я, в мире больше нет. Я единственный и уникальный! Здорово-то как!».