Ваш ребенок и его успех.

Упражнения.

1. Сила слова (д. с. – 6-й).

Возьмите три баночки с разным содержимым – с мукой, перцем и сахарной пудрой. Слова символизируют идеи, рождающиеся в сознании человека. Слова, которые мы употребляем, подобны банкам, поскольку они содержат в себе наши мысли и чувства. В зависимости от того, какие мысли и чувства содержатся в наших словах, мы получаем в жизни либо то, чего мы хотим, либо то, чего мы не желаем.

Ваш ребенок и его успех

Дайте каждому ребенку баночку с мукой. Попросите детей высыпать содержимое на тарелку, смочить палец и попробовать муку. Некоторые наши слова не несут в себе особой творческой энергии: «Сегодня хорошая погода. Давай пойдем домой». Эти фразы безвкусны, как и мука.

Другие слова несут мощный заряд. Возьмите баночки с перцем и предложите детям: «Попробуйте содержимое, только очень аккуратно, так как эти слова полны энергии. Вы почувствовали крепость и остроту этого вещества? Вы обратили внимание на то, сколько в нем силы? Наша речь может обладать такой же силой. Вот почему необходимо зорко следить за тем, какой смысл мы вкладываем в наши слова. Фраза «Я никому не нужен», сказанная сквозь слезы, будет сильнее, чем равнодушное «Я – всеобщий любимец».

И наконец, предложите ребятам попробовать третью баночку, сладкую. Объясните, что на этот раз они пробуют на вкус приятные слова, исполненные любви, благодарности и ободрения.

2. Давай поговорим (1—8-й).

Проговорить в группе «плохие» эмоции полезно по двум причинам: во-первых, это даст возможность ребенку выплеснуть эти чувства в разговоре, а не в действии, и, во-вторых, ребенок увидит, что он не один злится на своего старшего брата или чувствует иногда неприязнь к маме. Он увидит, что одноклассники попадают в похожие ситуации, убедится, что его чувства естественны и что они достаточно распространены.

Ведущий называет приведенные ниже ситуации, а дети поднимают руку, показывая, что такой опыт они пережили.

1. Ты боишься привидений.

2. Ты струсил.

3. Ты испугался гнева родителей.

4. Ты испугался, когда увидел, что твои родители дрались.

5. Иногда хочется разрушить все, что видишь.

6. Как будто бес в тебя вселился, и ты начал все крушить.

7. Ты решил, что самый «крутой» в своей семье, в школе, среди друзей.

8. Ты решил, что одного родителя любишь больше, чем другого.

9. Ты боишься темноты.

10. Ты часто дразнишь других.

11. Ты чувствуешь, что жизнь к тебе несправедлива.

12. Ты хотел бы изменить свое имя.

Дайте возможность детям обсудить этот опыт, нарисовать ситуации, когда возникают такие чувства, написать о них рассказ. Обсудите, как можно избежать ситуаций, когда возникают «плохие» чувства.

3. Симулируем чувства (д. с. – 11-й).

Наши движения, походка, вся пластика тела зависят от тех чувств, которые мы переживаем. Вспомните с ребенком, как он ходит, когда расстроен. «Просимулируйте»:

• радость,

• неуверенность,

• печаль,

• страх.

Ваш ребенок и его успех

Затем «станцуйте» разные чувства. Воспроизведите:

• счастливый танец,

• сумасшедший танец,

• танец печали и т. д.

4. Негативный ярлык (1—8-й).

Предложите детям написать два негативных качества, которые им присущи. Соберите записи и перепишите их на большой лист (при этом авторы конкретных качеств остаются неизвестными). Обсудите следующие вопросы:

• вы всегда бываете «плохими»?

• при каких условиях вы становитесь такими?

Помогите ребенку осознать, что то, что он считает «плохой» чертой – всего лишь ярлык, который он применяет для определенного типа поведения в конкретной ситуации в прошлом. Нет смысла переносить этот ярлык на настоящее и тем более на будущее. Нет плохих или хороших людей, есть правильные или неправильные поступки!

Покажите, как переписать его «плохие» ярлыки так, чтобы они были более реалистичны и принесли меньше ущерба. Для этого в фразу необходимо включить конкретное описание поведения и особенностей ситуации. Например, утверждение «Я плохой» или «Я часто дерусь» вы заменяете на: «Вчера я ударил мальчика». Вместо ярлыка «Я дурак в математике» вы пишете «Я не научился умножать на 8».

Такая несложная замена избавит ребенка от мыслей, что он ничего не стоит в настоящем и безнадежен в будущем. В качестве задания предложите ребенку проследить, в каких ситуациях и за что он ругает себя.

5. Тирания слова «должен» (8—11-й).

Кто сказал, что все должны выглядеть, как Мадонна, и что любой, кто выглядит не так, сразу переходит в категорию «безобразных»? Кто сказал, что все должны быть храбрыми и смелыми? Получается так, что мы заранее знаем, как должны выглядеть или вести себя в той или иной ситуации. Постепенно мы перестаем смотреть на каждое новое событие как на «свежий опыт», который надо прожить, и отреагировать на него так, как мы это чувствуем, а не как положено.

Разбейте детей на небольшие группы и предложите им рассмотреть ситуации, в которых особенно сильно довлеют стереотипы. Например:

• хорошо иметь много вещей;

• мужчина, работающий в офисе, должен носить галстук;

• все должны любить книги.

Обсудите эти примеры. Предложите каждому ребенку записать «свои плохие качества» с точки зрения общепринятых норм. Объясните детям, что часто мы сами делаем себя несчастными, стремясь во всем быть похожими на ту модель, которая принята в обществе. Стоит с уважением относиться к своим собственным желаниям и предпочтениям, а не слепо руководствоваться стереотипами.

6. Чемодан с неприятностями (2—11-й).

Ведущий обращается к каждому из ребят: «Представь, что у тебя в комнате есть большой чемодан, который закрывается на ключ. Может быть, это старомодный кожаный чемодан или современный пластиковый либо металлический. Представь себе ключ от него…

Ваш ребенок и его успех

Это волшебный чемодан, в котором ты хранишь все, что тебя волнует, беспокоит или раздражает. Ничто не может вырваться оттуда само по себе. Но если ты захочешь подумать о какой-то проблеме, которую ты спрятал в своем чемодане, то можешь ее достать, сделать с ней что-нибудь и положить обратно, когда пожелаешь.

Нарисуй свой волшебный чемодан и ключи к нему. Потом нарисуй то, что тебя волнует, беспокоит или раздражает. Можешь нарисовать это внутри чемодана или возле него» (15 минут).

Дети собираются в четверки и показывают свои рисунки друг другу. Во время обсуждения они отвечают на вопросы:

• какого размера мой чемодан?

• что меня больше всего беспокоит?

• какие мелочи меня нервируют?

• что я делаю, когда волнуюсь?

• легко ли я выхожу из себя?

• что я могу сделать, чтобы восстановить душевное равновесие?

Следующие два упражнения учат детей расслабляться, что очень важно при работе с «плохими» эмоциями (еще несколько упражнений на эту тему вы найдете у Клауса Фопеля, например, в книге «Как научить детей сотрудничать?»).

7. Волшебные снежинки (д. с. – 11-й).

Спокойным, мягким тоном ведущий произносит следующий текст, обращаясь к каждому из детей: «Встань рядом со своим стулом и встряхни ногами и руками… Ты видел когда-нибудь волшебный снег – очень крупные снежинки, мерцающие голубыми искрами? Кто вдохнет такую снежинку, почувствует себя свежее и бодрее, как по мановению волшебной палочки. Усталость и заботы покинут его. Но для этого снежинку нужно вдохнуть очень глубоко – чтобы она попала внутрь живота.

Пройди медленно по комнате и представь, как снег кружится в воздухе. Кружатся в воздухе и стремятся к земле обычные маленькие снежинки, и среди них – огромные волшебные. Если волшебная снежинка появится перед тобой, глубоко вдохни ее и иди дальше – ты почувствуешь, что твое тело стало более легким и напряжение ушло.

Тот, кому удалось вдохнуть три волшебные снежинки, может загадать желание. (Пауза 2–3 минуты на выполнение задания.) Если ты загадал желание, можешь вернуться на свое место и подождать остальных».

Беспокойные и неспособные к концентрации дети с помощью этого простого дыхательного упражнения смогут настроиться на занятие.

7. Падающий лист (3—11-й).

Ребята с открытыми глазами «смотрят» на воображаемый лист на стене напротив. Лист медленно падает на пол, пока ведущий считает от 20 до 0, и по мере убывания чисел дети все больше расслабляются и сосредотачиваются.

Перед началом упражнения ведущий объясняет детям смысл упражнения – достижение глубокого расслабления даже в тех ситуациях, когда что-то мешает или беспокоит.

Далее ведущий произносит следующий текст: «Сконцентрируй свой взгляд на какой-нибудь точке на противоположной стене. Попытайся увидеть там лист – может, это будет фигурный кленовый лист, молодой светло-зеленый лист березы или любой другой, какой ты выберешь…

Дыши глубоко и равномерно. Я буду медленно считать от двадцати в обратном порядке и при каждом твоем вдохе называть новое число. Ты увидишь, как лист будет медленно падать на землю. Когда я дойду до единицы, лист упадет и ты почувствуешь, как расслабилось твое тело…

Итак, начинаем: двадцать… девятнадцать… восемнадцать… Пусть все твои заботы уходят прочь… семнадцать… шестнадцать… Напряжение уходит…

Один… Теперь ты чувствуешь себя спокойно и расслабленно…».

Ведущий должен говорить ритмично, по возможности с легким гипнотическим воздействием, а между числами произносить следующие «формулы» для расслабления:

• все твои заботы и неприятности уходят…

• ты становишься совершенно спокойным…

• дыши спокойно и глубоко…

• ты можешь расслабиться еще больше…

• почувствуй, как все твое тело становится мягким и теплым…

• почувствуй, как расслабляются мышцы глаз…

• почувствуй, как расслабляются мышцы рта…

• ты чувствуешь всем телом, насколько хорошо ты можешь расслабиться…

Коротко о главном.

• От взрослого зависит, будет ли ребенок понимать и принимать свои и чужие эмоции.

• Объясните ребенку, что нет плохих или хороших людей, есть плохие или хорошие поступки.

• Ребенок должен понимать, что наши чувства отличны от наших действий. Он должен знать, что есть много путей, которыми он может выразить себя (свои гнев, испуг, счастье). Покажите ребенку, что в одних и тех же ситуациях разные люди ведут и чувствуют себя по-разному.

• Учите детей эмоционально правильно выражать свои чувства.

• Бояться негативных эмоций не нужно, надо научиться ими управлять. Мы все злимся, и это нормально!

• У ребенка должен быть опыт проживания трудных ситуаций.

• Задача взрослого – научить ребенка проявлять свои чувства цивилизованно, в соответствии с нормами того общества, в котором он живет.

• У ребенка должна быть возможность выплеснуть чувства в разговоре, а не в действии.

• Для работы с негативными чувствами ребенка можно научить визуализации, медитации, рисованию.