Ваш ребенок и его успех.

2. Вперед, только вперед! Как научить ребенка оценивать свой прогресс.

Тот, кто думает, что он может, он действительно может. Тот, кто думает, что он не может, он действительно не может. Это непреклонный и бесспорный закон.

Орисон Марден.

Однажды маленькие лягушата устроили соревнования – кто сможет забраться на высокую башню. Собралось много зрителей, которые хотели посмеяться над непутевыми участниками.

Соревнования начались, лягушата старались изо всех сил, но из зрителей никто не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни. То и дело раздавались возгласы: «Это слишком сложно. У них нет шансов, башня слишком высокая» и т. д. Маленькие лягушата начали падать – один за другим. Они все падали и падали, только один поднимался все выше и выше. В конце концов все перестали бороться, за исключением того лягушонка, который, приложив все усилия, все-таки взобрался на вершину. Тогда все лягушата захотели узнать: как ему удалось найти в себе силы? Оказалось, что победитель был глухой!!!

Какие выводы следуют из этого ободряющего рассказа? Уверенность в победе повышает шансы на успех, в то время как сомнения сделают даже простую задачу непосильной. А дальше лягушонок-победитель, имея позитивный опыт, скорее пойдет на новый риск, чем его собратья, у которых за плечами осталась неудача. Низкая самооценка не позволяет рисковать, стремиться к новым вершинам. И наоборот. Уверенность, что мы делаем что-то хорошо, помогает нам двигаться вперед. Нам всем необходимо знать, что мы делаем сегодня что-то лучше, чем вчера, т. е. прогрессируем. Для ребенка это особенно важно!

Приведенные ниже упражнения помогут организовать деятельность ребенка так, чтобы он чувствовал и осознавал свой прогресс. При этом необходимо обратить особое внимание на несколько моментов.

• Важно, чтобы ребенок сравнивал свой сегодняшний день со своим вчерашним и ни в коем случае не сопоставлял себя с другими. Это правило номер один. Оно действует везде, в том числе и в учебе. Трудно почувствовать свой прогресс, когда тебя постоянно сравнивают с более успешными одноклассниками.

• Необходимо, чтобы ребенок видел постоянное улучшение. Если ученик успевает хорошо, то для него осязаемым доказательством своей успешности и значимости является табель с итоговыми оценками в конце каждой четверти. Для детей, которые имеют определенные трудности, этого недостаточно. Свой прогресс им нужно ощущать постоянно. Поэтому для них необходимо весь путь разбить на маленькие этапы, так чтобы они видели свои ежедневные победы.