Ваш ребенок и его успех.

1. Мой цветик-семицветик. Как осознать собственные желания и цели.

Я могу завести новых друзей и научить их быть безумцами, чтобы сделать их мудрыми. Скажу им, чтобы они не жили по учебникам хорошего тона, а открывали свою собственную жизнь, собственные желания, приключения – и жили!

Пауло Коэльо. «Вероника Решает Умереть».

Я нашел лучший путь, как давать советы своим детям: вначале узнайте, чего они хотят, а затем посоветуйте им сделать это.

Гарри Трумэн.

Нередко мы взываем к детям с отчаянными призывами: «Спустись с неба на землю», «Сними розовые очки». Уж больно нам хочется, чтобы они, наши воспитанники, были реалистами. Кто же прав в этой ситуации, дети, неистовые мечтатели, или же мы, рассудительные взрослые? Есть ли смысл в детских мечтаниях и вообще зачем нам это дано – умение мечтать?

Известный российский психолог Мария Осорина утверждает, что «между двумя и пятью годами у ребенка по нарастающей развивается способность образно представлять в уме и фантазировать». Малыш начинает жить в мире фантазий и мечтаний. В его удивительном внутреннем мире вымысел существует параллельно с реальностью.

«Дитя живет в живой связи с реальностью, хотя и не живет всецело в реальности. Оно дышит воздухом реальности, но свободно от ее неподвижности и ее суровых, неизменных законов» (В. В. Зеньковский). Порой малышу сложно понять, когда именно торшер из родительской спальни превращается в лампу Аладдина, он с трудом разделяет две действительности.

Любопытны рассуждения эзотерической педагогики на эту тему. Она утверждает, что дети до семи лет хорошо помнят свою предыдущую жизнь. Основываясь на прошлом опыте, малыши знают, что бы они хотели делать в этой жизни. Под давлением окружения знания забываются, переходят в область подсознательного. Проявлением «внутреннего знания» становятся детские мечты. Вот почему один из основных лозунгов педагогов-эзотериков звучит так: «Наблюдайте за ребенком!» Детские мечты помогут вам лучше узнать малыша, понять его сущность.

Справедливости ради надо сказать, что в данном случае эзотерики не особо отличаются от приверженцев «земной» педагогики. Посылки всех течений разные, а вывод один: «Воспитание должно следовать природе самого ребенка». Задача воспитателя – ПО-МО-ГАТЬ, НА-БЛЮ-ДАТЬ и ни в коем случае ничего не навязывать.

По этому поводу хорошо сказал уже упоминаемый мной ранее украинский философ и педагог Григорий Сковорода: «Клубок сам по себе покатится, ты только убери препятствия с его пути». Ребенок знает, какова ЕГО ЦЕЛЬ в жизни, и от взрослого требуется только поддержка! Тут главный принцип – не навредить.

Помогите ребенку открыть (или сохранить – если отталкиваться от рассуждений эзотериков) его собственные желания. «Следуй за своим желанием, и Вселенная откроет тебе двери там, где раньше были стены», – сказал американский ученый и лектор Джозеф Кэмпбелл. Миссия учителя – помочь ученику разобраться в себе, понять, осознать собственные желания для того, чтобы превратить их в реальность. Да, да, именно «превратить мечты в реальность». Я не оговорилась, это я и хотела сказать.

При правильной постановке задачи ребенок может реализовать свою мечту. «Осуществление наших желаний – основа успеха, и обучение тому, как это делать, начинается с детства», – отметил Дипак Чопра, известный во всем мире автор книг по духовному развитию, в своих рекомендациях для родителей. Другими словами, детские мечты можно использовать как мотив для действия. Покажите ребенку, что если его заветная мечта оформится в твердое желание, которое, в свою очередь, превратится в могучую цель, то есть все шансы реализовать ее в этом, невыдуманном мире.

Процесс целеполагания включает несколько уровней, которые сосуществуют, взаимодействуют между собой. Глобальный уровень касается таких трепетных вопросов, как «В чем заключается цель моей жизни? В чем моя миссия? Зачем я здесь?». И на этом уровне помощь взрослого осуществляется косвенным путем. Другой уровень – повседневный, он связан с более конкретными вопросами «Каковы мои планы на эту неделю, на этот год? Что я хочу поменять, чего хочу добиться?». Задача воспитателя здесь совершенно другая, я бы сказала, диаметрально противоположная. В следующей главе попробуем разобраться почему, а сейчас – несколько упражнений, связанных с детскими мечтами.