Ваш ребенок и его успех.

Упражнения.

1. Вопросник (8—11-й).

Каждый ученик получает лист с вопросами, связанными в той или иной степени с постановкой цели. Отвечать можно на все вопросы или выборочно в любой последовательности. После того как ответы записаны (можно установить временное ограничение), дети обсуждают их, разделившись на небольшие группы. Потом можно провести обмен мнениями: «я научился…», «для меня полезным было…», «во время дискуссии я чувствовал…».

Вопросы, которые раздают детям, следующие.

1. Что бы ты хотел сделать, завершить?

2. Что бы ты хотел, чтобы случилось в твоей жизни?

3. Что бы ты хотел делать лучше?

4. Для чего ты бы хотел иметь больше времени, денег?

5. Что ты хочешь от жизни?

6. Какие твои нереализованные амбиции?

7. Что недавно тебя возмутило?

8. Что тебя напрягает, беспокоит?

9. На что ты можешь пожаловаться?

10. Какое недоразумение с тобой случилось недавно?

11. С кем бы ты хотел лучше ладить?

12. Поменялись ли у тебя отношения с кем-либо в лучшую или худшую сторону?

13. Какие изменения тебе предстоят?

14. Что является для тебя слишком сложным?

15. Что в твоей жизни длится слишком долго?

16. Что тебя слишком утомляет?

17. Какие препятствия существуют в твоей жизни?

18. В чем ты неэффективен?

19. Что бы ты хотел организовать лучше?

2. Мозговой штурм (4—8-й).

Прежде всего ознакомьте детей с основными правилами мозгового штурма:

• записывается любая идея, даже самая «дикая»;

• не допускается критика и вообще оценка предложений;

• поощряются любые дополнения к уже высказанной идее. Иногда изменение формулировки старой идеи может стать новой идеей.

Затем дети разбиваются на команды. В каждой группе выбираются:

• руководитель, который направляет обсуждение, держит внимание группы на проблеме;

• секретарь, записывающий основные идеи и решения команды;

• человек, который следит за временем;

• тот, кто поощряет, подбадривает каждого участника, призывает высказывать свое мнение.

Мозговой штурм проходит в быстром темпе. Предлагаемые решения записываются, а затем выбираются 3 наиболее подходящих решения и команды обсуждают возможные последствия этих решений. После чего выбирается окончательное решение проблемы.

Перед упражнением можно раздать участникам следующую памятку.

Ваш ребенок и его успех

3. Коллаж цели (1—11-й).

На листе ватмана ребенок рисует свою мечту, клеит фото, картинки – все, что может иллюстрировать реализацию его мечты. Коллаж вешается на видное место.

4. Моя высота (1—6-й).

Поговорите с детьми о том, что для достижения цели необходимо сделать множество маленьких шагов. Предложите ребятам составить пошаговый план восхождения к своей цели. Чтобы этот план не выглядел слишком скучно, используйте образ горы.

Ваш ребенок и его успех

5. Колесо цели (д. с. – 4-й).

Дети вырезают колесо цели из картона. Каждый из них пишет цель, которая относится к его учебе или поведению, и рисует картинку, изображающую достижение этой цели. Ежедневно отмечаются шаги по достижению цели.

Ваш ребенок и его успех

Коротко о главном.

• Ребенок хочет все и сразу. Порой он не может четко сформулировать свои желания.

• Цели не достигаются, когда желания слабы, не сфокусированы и противоречат друг другу.

• При постановке целей энергию необходимо направлять на то, чего хочешь добиться, а не на то, от чего хочешь избавиться.

• Цель, навязанная извне, воодушевлять не может.

• Если весь путь достижения цели разбить на мелкие этапы, то ребенок избавляется от страха, что его желание невыполнимо.

• Надо направить детское «хочу» на благородное дело, сделать так, чтобы цель воодушевила вашего ребенка.