Ваш ребенок и его успех.

1. Навык активного слушания.

В научно-популярной литературе по психологии об активном слушании сегодня не пишет разве что ленивый, в педагогической литературе желающих обсудить эту тему значительно меньше, а в повседневной жизни их практически нет. Тем не менее именно в педагогической повседневной практике этот вопрос на редкость актуален: ребенка необходимо научить слушать собеседника; важно, чтобы он мог слышать именно то, что говорит человек, а не то, что ему хочется услышать.

В ситуации «взрослый – ребенок» метод активного слушания требует глубокого понимания истинных чувств и эмоций другого человека. Как же быть с детьми? Мы ведь не можем от ребенка требовать филигранного распознавания чувств другого – это было бы нелепо.

В американском учебнике для подростков я нашла следующее определение этого метода: активное слушание означает контакт глаза в глаза с человеком, с которым ты говоришь, а также повторение его слов для того, чтобы обе стороны убедились – информация понята правильно. Все очень доступно, согласитесь. Если взять это определение за основу, то получается, что ребенка нужно научить тому, чтобы во время разговора он:

• смотрел на собеседника, а не в окно или на свои ногти;

• сидел спокойно, сосредоточившись на беседе (для этого он должен сделать перерыв в любых занятиях, показать всем своим видом, что он готов слушать. Примеры Юлия Цезаря или В. И. Ленина, которые умели делать параллельно несколько дел, тут не уместны ☺);

• думал о том, что ему говорят, не позволял своим мыслям улетать в дальние дали;

• говорил «да» или кивал головой в знак того, что он слушает, время от времени вставлял словечки вроде «понятно», «ага» и т. п.;

• задавал вопросы об обсуждаемом предмете, уточнял, правильно ли он понял информацию (для этого можно использовать фразы: «ты имеешь в виду…», «если я правильно тебя понял…», «ты хочешь (думаешь)…» и т. д.).

Задача взрослого состоит в том, чтобы объяснить ребенку, что во время активного слушания он не должен думать о себе, о том, что он собирается сказать или сделать, он должен ПО-НАСТОЯЩЕМУ слушать собеседника и пытаться понять не только его слова, но чувства, обращать внимание на невербальные сигналы (мимика, поза, жесты). Для таких случаев у англичан есть хороший фразеологический оборот: «Надеть туфли другого».

Почаще обсуждайте с ребенком манеру общения героев фильмов, книг и, конечно, его собственную. Жизнь полна ситуаций, которые можно использовать в воспитании. Присмотритесь повнимательнее. У меня вот совсем недавно была одна из таких ситуаций.

Моя дочь влюбилась (и это не может не радовать ☺). Как-то раз, проснувшись утром, она поговорила по телефону со своим избранником, после чего расстроилась на полдня. Юноша сказал, что не может с ней встретиться. Дочь была в гневе. До полудня она ничем не занималась, только придумывала свой уничижительный монолог на тему «Мне в этой жизни тоже есть чем заняться, а не только ждать тебя!».

После того как монолог был продуман, она набрала заветный номер… И тут выяснилось, что ее «принц» просто предлагал перенести встречу на пару часов позже. Моя дочь же услышала только то, что он не придет в запланированное ею время, и дальше уже ничего не могла воспринимать. После этого разговора она вся скукожилась от недоумения: оказывается, проблемы вообще не было, а она потратила столько энергии и эмоций!

А я постаралась, чтобы эта ситуация стала учебной! ☺