Ваш ребенок и его успех.

Упражнения.

1. Перевоплощение (2—10-й).

Предложите детям написать небольшой рассказ о себе самом, об отношениях в классе или друзьях, но не от своего имени, а от имени любого его одноклассника. Очень полезным будет, если замкнутый ребенок напишет свой рассказ от имени лидера класса, а лидер – от имени стеснительного и необщительного ученика.

2. Дети и взрослые (д. с. – 10-й).

Дайте ребенку возможность несколько минут побыть вами, а вы на время превратитесь в него. Пусть он, как взрослый, решит какую-то ситуацию (отпустит «своего ребенка» гулять с друзьями, узнает о двойке и т. д.). Игра будет полезна обоим – вы очень много узнаете о себе, а ваш воспитанник поупражняется в эмпатии.

Ваш ребенок и его успех

3. Помощь друга (д. с. – 3-й).

Упражнение помогает детям понять, что их слова и поступки могут как укреплять дружбу, так и ее разрушать.

На карточках напишите ситуацию, с которой младший школьник может столкнуться. Например:

• ученик рассыпал карандаши;

• ученик не может найти свою куртку в раздевалке;

• бутерброд упал на пол;

• ученик не может что-то сделать;

• ученик забыл дома свой бутерброд;

• ученик упал и поранился.

Дети разбиваются на пары. Один выбирает карточку с ситуацией, после чего вместе с напарником они ищут решение данной проблемы.

4. Дружеское интервью (д. с. – 8-й).

Обсудите с детьми, что мы обычно знаем о своих близких друзьях. Затем попросите каждого ученика выбрать себе в пару того одноклассника, которого он знает не очень хорошо. Напарники в течение 15 минут задают друг другу вопросы, стараясь узнать как можно больше. После этого по очереди представляют своего друга всему классу.

В ходе интервью можно задать следующие вопросы.

• Чем ты любишь заниматься в свободное время?

• Есть ли у тебя хобби? Какое?

• Есть ли у тебя брат, сестра? Сколько им лет?

• Куда ты любишь ездить? Почему?

• Какая твоя любимая телепередача?

• Какую музыку ты слушаешь?

• Что бы ты хотел, чтобы я сказал классу о тебе?

Старшие школьники могут дополнить список своими вопросами. Напомните детям, что на вопросы необходимо давать полные ответы.

5. Дневник друзей (1—7-й).

Дневники могут быть очень разными. Каждый ребенок составляет свой дневник, включая в него то, что ему интересно. Основная идея заключается в том, что владелец дневника после того, как сам заполнил первые странички (его любимая фотография, его герб, ответы на вопросы), дает свой дневник одноклассникам, которые по очереди заполняют его (наклеивают свои любимые фотографии, рисуют, отвечают на вопросы).

Ваш ребенок и его успех

Вопросы зависят от возраста и увлечений детей. Вот некоторые из них.

• Кем из известных людей ты хотел бы быть? Почему?

• Когда тебе становится скучно?

• Что тебя может рассмешить? Когда ты в последний раз смеялся «до колик в животе»?

• Каким ты видишь свое счастье?

• Какое изречение лучше всего передает твое сегодняшнее состояние?

• Что тебе больше всего нравится во владельце этого дневника друзей?

• Каким ты видишь себя через 10 лет? А владельца дневника?

6. Райское наслаждение (д. с. – 11-й).

Это не просто упражнение, а ритуал, повышающий сплоченность группы. Лучше всего приурочить его к какому-нибудь праздничному поводу – окончанию четверти, дню рождения, юбилею школы и т. п. В каждой команде должно быть не более 4–6 детей. Команде необходимы миска с нарезанными овощами и миска с соусом. Также нужны вилки и ложки для каждого ребенка. Предварительно можно договориться о том, кто что приносит, но если вы хотите удивить ребят, приготовьте ингредиенты сами (подходящие овощи – морковь, красный перец, сельдерей, цукини и т. п.; соус – сметана, майонез или мягкий сыр с травами).

После того как каждая команда села за свой стол, ведущий объясняет задание: «Существует притча о том, что в раю и в аду готовят очень вкусные блюда, но и там, и там действует одно условие – ничего нельзя есть самим. При этом жители ада не имеют права кормить друг друга и остаются голодными, а жители рая могут это делать, и они всегда сыты.

Правила нашей игры простые: каждая команда получает две миски – одну с нарезанными овощами, другую с соусом – и начинает есть. Но при этом нельзя ничего класть себе в рот. Можно только кормить других».

Следите за тем, чтобы правила не нарушались. Выделите на выполнение задания 10–15 минут и оставьте время на обсуждение.

Коротко о главном.

• Детям необходимо понять, что их слова и поступки могут как укреплять дружбу, так и ее разрушать.

• Беседа, как и дружба в целом, напоминает игру в пинг-понг – мяч находится то на одной стороне стола, то на другой. Нужно уметь не только интересоваться другими, но и рассказывать о себе.

• Чтобы научить ребенка основам активного слушания, взрослому необходимо при разговоре с ребенком самому практиковать этот метод.

• Познание мира другого человека – это захватывающее путешествие, главным правилом которого являются искренний интерес и уважение.