Возрастная анатомия и физиология.

Принятые сокращения. Тема 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА. 1.1. Основные закономерности роста и развития. 1.2. Возрастная периодизация. 1.3. Акселерация роста и развития. 1.4. Возрастные анатомо-физиологические особенности. 1.5. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе. 1.6. Гигиенические основы режима дня учащихся. Тема 2. ВЛИЯНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА. 2.1. Наследственность и ее роль в процессах роста и развития. 2.2. Человек и растения. 2.3. Человек и животные. 2.4. Влияние вирусов на организм человека. 2.5. Гигиена одежды и обуви. Тема 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. 3.1. Особенности функций и строения опорно-двигательного аппарата. 3.2. Виды и функциональные особенности мышечной ткани детей и подростков. 3.3. Рост и работа мышц. 3.4. Роль мышечных движений в развитии организма. 3.5. Особенности роста костей черепа. 3.6. Рост позвоночника. Позвоночник взрослого и ребенка. 3.7. Развитие грудной клетки. 3.8. Особенности развития таза и нижних конечностей. Скелет нижних конечностей. 3.9. Развитие костей верхних конечностей. 3.10. Влияние мебели на осанку. Гигиенические требования к оборудованию школы. Тема 4. РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТОРНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА. 4.1. Значение и функциональная деятельность элементов нервной системы. 4.2. Возрастные изменения морфофункциональной организации нейрона. 4.3. Свойства импульсов возбуждения в центральной нервной системе. Биоэлектрические явления. 4.4. Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. 4.5. Строение и функционирование спинного мозга. 4.6. Строение и функционирование головного мозга. 4.7. Функции вегетативного отдела нервной системы. 4.8. Эндокринные железы. Их взаимосвязь и функции. 4.9. Развитие половых органов ребенка. Период полового созревания. Тема 5. АНАЛИЗАТОРЫ. ГИГИЕНА ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ И СЛУХА. 5.1. Понятие об анализаторах. 5.2. Органы зрения. Строение глаза. 5.3. Световая и цветовая чувствительность. Световоспринимающая функция. 5.4. Световой режим в учебных заведениях. 5.5. Слуховой анализатор. 5.6. Вестибулярный аппарат. Тема 6. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗРЕВАНИЯ МОЗГА. 6.1. Развитие больших полушарий и локализация функций в коре головного мозга. 6.2. Условные и безусловные рефлексы. И.П. Павлов. 6.3. Торможение условных рефлексов. 6.4. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. 6.5. Первая и вторая сигнальные системы. 6.6. Типы высшей нервной деятельности. Тема 7. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРОВИ И КРОВООБРАЩЕНИЯ. 7.1. Общая характеристика крови. 7.2. Форменные элементы крови. 7.3. Кровообращение. 7.4. Сердце: строение и возрастные изменения. Тема 8. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. 8.1. Строение органов дыхания и голосового аппарата. 8.2. Дыхательные движения. Акты вдоха и выдоха. 8.3. Газообмен в легких. 8.4. Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений. Тема 9. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ. 9.1. Строение пищеварительного канала. 9.2. Процесс пищеварения. Тема 10. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. 10.1. Характеристика обменных процессов. 10.2. Основные формы обмена веществ в организме. 10.3. Возрастные особенности энергетического обмена. Тема 11. ГИГИЕНА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ. Список использованной литературы.