Еда под контролем мозга.

Гастроном – минное поле.

Задавая себе вопрос: «Мне можно это есть?», мы чаще всего однозначно отвечаем: «Да». Тарелочка картофельного гратина или кусочек торта никому не повредят. Но на наш способ питания влияет то, что мы едим каждый день, а не то, что мы позволяем себе лишь изредка. И мы склонны забывать, что полезная в небольших количествах еда, в больших может нам сильно навредить. Ваше меню должно быть разнообразным. Нельзя каждый день есть одно и то же, даже если это полезный для здоровья продукт. Не все натуральные продукты полезны, и не все искусственно произведенные продукты вредны.

Человек – животное всеядное и зависимое от условий обитания. За время своего существования человек выработал много привычек в отношении еды. Инуиты привыкли жить на пище, состоящей почти из одних белков и жиров. Китайские крестьяне, выращивавшие рис, привыкли к рациону, состоящему из одних углеводов. Культурные различия говорят нам о том, что стоит быть осторожными с заявлениями, что одна диета лучше другой. Но нельзя отрицать, что в западном мире в последние сто лет резко возросло потребление сахара и быстрых углеводов. К тому же офисная работа привела к сидячему образу жизни, а появление телевидения – к тому, что свободное время мы проводим, лежа на диване. На работу мы теперь ездим на автомобиле. В результате мы едим вредную пищу и мало двигаемся, что приводит к избыточному весу и диабету. Эта тенденция отмечается во всех развитых странах. Вспомните сериал «Mad Men»[5], в котором рассказывается о жизни сотрудников пиар-агентства на Манхэттене в шестидесятые годы. Герои сериала не похожи на современных людей. Именно так и было задумано режиссерами. В те годы идеалом красоты для женщин считалась осиная талия, но добиться ее можно было только жестким голоданием, чаще всего с помощью наркотиков. Но женщины шли на это ради внимания мужчин. В шестидесятые не было киосков с конфетами, а если и были, то до них несколько километров нужно было ехать на велосипеде, да и стоили они слишком дорого. Фастфудом того времени были саго, тушенка и разводимое картофельное пюре. Сегодня же в нашем распоряжении сколько угодно вредной для фигуры еды. Пиццы стали таких огромных размеров, что просто не влезают в коробки и края приходится подворачивать. Магазины сегодня похожи на минное поле.

Это интересно.

Большинство товаров на полке не имеют никакой пищевой ценности и могут принести один только вред. Мы говорим о чипсах, лимонаде, пирожных, пирогах, разводимых соусах. И они занимают до 40 % торговой площади магазина. То есть почти наполовину ассортимент магазина состоит из неполезной еды. Вот почему так важно, что и как вы покупаете из продуктов питания.

Устройство продуктового магазина тоже не отвечает потребностям нашего организма. Если бы родители могли на него влиять, они уж точно попросили бы убрать стойку со сладостями от кассы. Нет, магазины устроены так, чтобы продать как можно больше неполезных продуктов. Много лет маркетологи изучают поведение покупателя в магазине, чтобы всучить ему максимальное количество товаров. Им известно: чтобы человек захотел купить товар, он должен его увидеть. Например, вы пришли за молоком. Молоко будет стоять на полке в самом дальнем конце магазина, а путь туда будет проходить через полки с продуктами, которые вы и не собирались покупать. Но, увидев их, вы уже не сможете удержаться. Кстати, мука будет находиться как можно дальше от молока, чтобы вы не могли взять их сразу и сбежать из магазина. Продавцы хотят, чтобы вы провели в магазине как можно больше времени и увидели как можно больше товаров. Об этом вы, наверно, и раньше догадывались.

К полкам обычно прикрепляют вобблеры – это такие рекламные материалы, напоминающие вымпелы. Один такой вобблер может повысить на 10 % продажи товара, который вы в обычной ситуации даже и не заметили бы.

Это интересно.

Вот почему проходы в магазинах такие узкие и изогнутые? Вы, наверное, этого еще не знаете. А чтобы вы не могли с тележкой развить скорость и быстро пронестись мимо полок с вредными товарами к кассе. Маркетологи выработали несколько простых принципов, помогающих увеличить продажи. Тележки специально несбалансированны, чтобы время от времени врезаться в полки. Каждый раз, врезаясь в новую полку, вы обращаете внимание не только на новый товар, но и на объявления о скидках и распродажах.

Еще один простой прием – большие упаковки ярких цветов. Чаще всего это красный. Конфеты и сладости обычно располагаются возле кассы, куда вы попадаете уже изрядно усталым и голодным. К тому же, наполнив тележку печеньем и шоколадками, вы, не успев раскаяться или передумать, пройдете к кассе и оплатите покупку, а потом уже будет поздно думать о фигуре.

Вот несколько советов, как не попасть в ловушки супермаркетов:

• Сразу проходите в дальний конец магазина, где обычно стоят продукты первой необходимости. Так вас не смогут соблазнить мороженое, чипсы и шоколад.

• Никогда не покупайте продукты на голодный желудок, потому что иначе вы купите больше фастфуда и полуфабрикатов, чем сырых ингредиентов.

• Делайте покупки быстро и ходите в магазин со списком. Таким образом вы купите то, что вам действительно нужно, и не поддадитесь на уловки рекламщиков.

• Никогда не покупайте чипсы и другие закуски «про запас». Или вообще их не покупайте, или берите одну маленькую упаковку. Вы же знаете, что съедите сразу все по возвращении домой, так что не стоит рисковать.