Адрес мечты.

Глава 9. Девчонки.

– Мам, Сережа приглашает меня на вечер.

– Какой еще вечер? – нахмурилась мама. – Что за Сережа?

– Сережа – наш сосед, – терпеливо объяснила Катя, – а вечер у него в колледже.

– С чего бы это?

Мама ловко слепила последнюю котлету и выложила на сковородку. Тыльной стороной ладони откинула прядь волос, упавшую на лоб.

– Ни с чего, просто так, – ответила Катя.

– А просто так там делать нечего.

– Может, и нечего, – Катя потихоньку вскипала. «Нравится ей, что ли, демонстрировать свою власть надо мной?» – думала она. У нее не было особенного желания идти на вечеринку. Если бы мама равнодушно пожала плечами и разрешила, Катя, возможно, передумала бы.

– Мне всю жизнь дома сидеть?! – огрызнулась.

– Могла бы найти какое-нибудь более интеллектуальное занятие, – парировала мама.

Катя не выдержала и рассмеялась.

– Чего ты смеешься?! – рассердилась мама, – Сережа, конечно, мальчик хороший, но я не знаю, как к этому отнесется папа. Спроси у него.

«Достала!» – подумала Катя. Теперь еще надо будет кланяться папуле и выслушивать его наставления. Как будто Катя собирается в дальнюю дорогу, длительную командировку на поиски саблезубых тигров. И главное, в прошлом году на экскурсию в Питер без звука отпустили. В лагере на Черном море была два раза! А тут – вечером сходить на дискотеку! Какая проблема!

Как она и предполагала, папа отнесся к ее сообщению без энтузиазма. Если бы она сорвалась и разрыдалась, то, вероятнее всего, никуда не отпустили бы. Но на этот раз Катя нашла в себе силы, сдержалась и настояла на своем.

– Я могла бы ничего не говорить вам, – заявила она родителям, – могла бы соврать, и вы ничего бы не узнали. Хотите, чтоб я так поступала?

– Нет, вы посмотрите на нее, – только и смогла сказать мама.

– Иди, пожалуйста, – папа явно расстроился, – но чтоб в девять была дома! – это его обычная присказка.

– Не знаю еще, – фыркнула Катя, – может, и не пойду.

Она осталась собой довольна.

Теперь можно и девчонкам позвонить, узнать у них, как там и что.

Этих девчонок родители Кати не особенно жаловали. Прямо ей не запрещали общаться с ними, но всякий раз, когда Таня заходила к Кате, мама поджимала губы. А потом вдруг начинала суетиться и предлагать Тане покушать. Таня никогда не соглашалась. Испуганно качала головой: «Нет-нет, спасибо, я только что поела!» То ли стеснялась, то ли ее дома так приучили, Катя не знала. Но Таня даже от чая отказывалась.

Однажды, еще прошлой зимой, Таня забежала на несколько минут по какому-то делу, поспешно скинула в прихожей старенькие демисезонные ботинки. Катина мама уставилась на эти ботинки и со всегдашней своей несдержанностью спросила:

– Таня, у тебя, что же, зимней обуви нет?

Та смутилась, опустила голову, промямлила что-то неразборчивое: «Это так, я на несколько минут…» И быстро проскользнула в Катину комнату. Там она тихонько призналась:

– Старые сапоги развалились, а новые еще не успели купить…

Она как будто оправдывалась, ей было стыдно за обувь, а Кате – за мамину неделикатность. Катя попыталась замять неприятность:

– Ладно тебе, расслабься, кому какое дело!

Но мама не успокоилась, она громко вздыхала, копалась в шкафу, искала что-то. Потом внесла в Катину комнату свои старые сапоги:

– Вот, совсем хорошие, примерь. Может, великоваты будут, но ничего, носок подденешь.

Таня снова вспыхнула, загорелись щеки, она испуганно замахала руками, чуть не заплакала:

– Что вы, что вы! Спасибо! Нам не надо!

Катина мама удивленно пожала плечами, все еще держа на весу сапоги и протягивая их Тане, она хотела что-то сказать, даже рот открыла, но Катя успела первой.

– Мам, перестань, – негромко, но отчетливо произнесла она.

Мама наконец опустила руку, в которой держала сапоги.

– А что такого? – спросила удивленно. – Я же как лучше хотела! Нельзя девочке босиком, потом аукнется…

– Мам! – воскликнула Катя.

Мама пожала плечами и, развернувшись, вышла, до девочек донеслось:

– Подумаешь, гордая какая! Нашла чем гордиться! Дураки родители, вот и все!

В тот день Таня довольно скоро ушла. Катя проводила ее и, прикрыв дверь в квартиру, чтобы не услышала мама, предложила:

– Тань, может, ты все-таки возьмешь сапоги? Холодно, правда… А когда купишь, то просто выбросишь.

– Не могу, – призналась та, – если родители узнают, скандал будет. Мы не побирушки.

– Да при чем здесь?! – с досадой выговорила Катя, но Таня уже сбегала вниз по лестнице. Сапоги ей купили где-то через неделю. Самые дешевые, черные, Таня стеснялась их, поэтому все время ходила в брюках, так ее обувь меньше бросалась в глаза.

Катю тоже не особенно баловали. Точнее, мама считала, что одежда должна быть простой и удобной, поэтому Катин гардероб не особенно ломился от нарядов. Только необходимое: пальто, куртка, пара джинсов, несколько юбок, свитера, кофточки. Летом – сарафанчики, купленные на рынке. И с обувью аналогично – сапоги, кроссовки, туфли и босоножки, в зависимости от сезона. Правда, отец бывал в командировках и привозил дочери обновки: то замшевую курточку, то блузку, то сапожки, то джинсы. Это действительно были вещи! Не ширпотреб рыночный, в каком щеголял весь город. Мама не одобряла такие покупки, считая баловством. Но, как бы там ни было, благодаря папиной расточительности у Кати имелось несколько эксклюзивных нарядов, и она могла показаться в них на дискотеке или еще где-нибудь на людях.

После разговора с Сережей и маленькой домашней баталии она позвонила Тане и спросила, идет ли та в колледж на вечер. Выяснилось, что Таня собирается, и не одна, а с другими девчонками.

– А тебя кто пригласил? – уточнила Таня.

– Сережка, с первого этажа.

– Он твой парень, что ли?

– Вовсе нет, – удивилась Катя, – так, просто друзья.

– А нас Анькин парень пригласил, – похвасталась она.

– Вот как? – Катя не слишком хорошо знала Аню, и уж тем более не подозревала ни о каком парне.

– Ну да! Они уже давно встречаются, – доложила Таня, и в ее голосе послышалось что-то, похожее на зависть. – У них такие отношения, – мечтательно добавила она.

– В смысле любовь? – уточнила Катя.

– Конечно! – с готовностью подхватил Таня. – Все по-настоящему!

– Я за них рада, – Катя хотела быть вежливой.

– Ой, а мы знаешь как рады! – воодушевилась Таня и вдруг переспросила: – Слушай, а ты точно не с Сережей?

– Точно, – усмехнулась Катя, еще не понимая, к чему та клонит.

– Я потому спрашиваю, чтоб знать… Может, и мы там себе найдем кого-нибудь, – загадочно добавила Таня. – Уж ты, во всяком случае, точно найдешь!

– Почему я? – удивилась Катя.

– Ну, ты же у нас самая красивая, – как само собой разумеющееся, выдала она.

– С чего ты взяла, – равнодушно отозвалась Катя.

– Как это с чего? Да в тебя же половина двора влюблена! – затараторила Таня. – И Вадька, и Сашок, и Валерка, да и остальные тоже все время говорят о тебе! Только они все придурки, а тебе нужен хороший парень, я же понимаю!

В прошлом году кто-то исписал все стены в подъезде: «Катя, я тебя люблю!» И еще краской на доме, вроде граффити «Екатерина», и на гаражах тоже, и на асфальте под окнами… помнится, даже соседи ругались. Только она-то тут при чем? Догадывалась, что писал, скорее всего, Валерка, но не один, а с Сашкой. Да какая разница? И без них весь подъезд исписан. Ни один из «писателей» нисколько не волновал Катю, до принцев они не дотягивали; смешно сказать, какие там принцы, просто глупые мальчишки!

А Тане она ответила:

– Ты же знаешь, я сейчас об это не думаю. У меня другие цели и задачи.

Таня знала. Катя не раз говорила ей, что в этом городе ее вообще ничто и никто не интересует. И Таня всегда соглашалась: «Конечно, я понимаю, ты другая…» Почему другая? Чем она отличается от Тани? Почему Таня считает себя хуже, чем она есть на самом деле? Ведь она в музыкальной школе училась, дома фортепиано стоит, Таня на нем иногда играет, и поет неплохо. Милка тоже на аккордеоне играет, может, и на пианино. А Катя в музыке – ни в зуб ногой, хотя, помнится, хотела поступить в музыкальную школу и родителей уговаривала, но мама не согласилась. Потому что музыка – это тоже «баловство».

– Ты поиграешь, надоест, бросишь, а этот гроб (имелось в виду пианино) будет тут место занимать. Да еще и бренчание постоянное, гаммы, этюды… Только нервы трепать!

Катя тогда маленькая была и не настояла, смирилась. Потом, классе в пятом, сама ходила на прослушивание, ей предложили аккордеон, но аккордеон ей совсем не нравился. Так и осталась музыкально необразованной. Правда, у нее появилось желание научится играть на гитаре. Очень хотелось положить свои стихи на музыку. Часто она напевала какие-то мелодии, внезапно рождающиеся в ее голове, но записать их не могла, как и запомнить. Было обидно, она чувствовала себя ограниченной, почти безграмотной, в то время как ее сочинения по литературе считались лучшими в школе, да и не только в школе, Катя неоднократно участвовала в городских олимпиадах, а один раз даже в область ездила. Родители остались абсолютно равнодушны к ее литературным успехам, папа советовал налегать на математику и физику, мама советовала не забывать химию, видимо, надеялась на Катино поступление в медицинский. Катя налегала. Занималась дополнительно и математикой, и физикой, и химией. Училась она легко. Школьная программа казалась скучной, даже примитивной, поэтому Катя с удовольствием бралась за решение математических головоломок, они как бы стимулировали ее, держали в тонусе. Хотя, кому рассказать – засмеют! «Ты что делала вчера вечером?» – «Ой, ты знаешь! Такую интересную задачку решала! Улет! Главное, два варианта нашла, а третий никак не давался, но к ночи я его добила!».

Нет, конечно, Милка понимала. Ирка – уже нет. А уж остальные, наверное, покрутили бы пальцами, «чокнутая».

Нет, ни у кого не повернулся бы язык назвать Катю или Милку «ботанами» или «зубрилками». У Кати вообще в тетрадях не разберешь – где черновик, где чистовик. Вечно учителя замечания делают, но не особенно наседают, потому что нет смысла. Ну оформит Катя тетрадку как положено, и что? Главное ведь не в оформлении и не в тетрадке, а в голове. А с головой у Кати полный порядок. Она училась легко, в учебники едва заглядывала. Да и Милка тоже особенно не напрягалась. Но они обе точно знали, зачем ходят в школу, зачем делают домашку и, вообще, зачем стремятся получать хорошие оценки. Милка во всех школьных мероприятиях участвовала, и в школьной группе пела, и всякие концерты организовывала, точнее, помогала организовывать, да еще и Катю подключала.

Учителя говорили: «Очень активные девочки».

Милке нравилось, когда ее хвалили, но виду она не подавала. Она часто повторяла:

– Я все это делаю, чтоб не скиснуть от скуки.

Она с удовольствием ходила в кино, могла быть очень милой в компании людей, которые ей нравились, она была замечательным собеседником и вообще во всех отношениях лучшей подругой. Но! Вытащить Милку куда-нибудь просто повеселиться было практически невозможно.