Черная кукуруза. Революционный продукт от всех болезней.

Пятый день.

О ламах.

Глава об удивительных животных, имеющих антиаллергенную, противовирусную и антифунгицидную способность своей шерсти.

Цивилизация инков… Вернее будет – инка, ведь это не народность, а очень малое количество правителей мужского пола могущественного и великого некогда государства. А народность та называлась Тиуантинсуйу, народность, растворившаяся в местных кечуа и занявшая значительную часть Латинской Америки на долгие 400 лет.

Никто не знает точно, откуда они пришли. И уж точно неизвестно, куда и как они ушли. Но они оставили после себя след, след неизгладимый, вечный, след древних знаний и мудрости, который до конца, к счастью, не удалось стереть ни многочисленным войнам и катаклизмам, ни стараниям жестокой испанской конкисты.

Этот след виден в Перу везде – в затерянном высоко в Андах таинственном городе-призраке Мачу-Пикчу, в глазах аборигенов амазонских джунглей, в потрясающих многокилометровых рисунках пустыни Наска, изображениях на камнях, среди руин инкских пирамид, он слышится в шелесте проползающей среди трав змеи, в мягкой, грациозной, но смертельно опасной поступи пумы, в свисте ветра меж перьев крыла парящего андского кондора – трех символов Нижнего, Срединного и Верхнего миров многоликого Перу…

В этой стране есть все. Мертвые пески пустыни, свежесть океана, душная влага тропических джунглей, разреженный до хрустальной, звенящей прозрачности воздух величественных Анд, просторы вечнозеленой сельвы. И надо всем этим парит незримый дух древней, неосязаемой из-за глуби пролетевших веков, но вечной во времени цивилизации инков.

Инки ввели в обиход удивительных животных – мягких, нежных, грациозных – лам, альпак, викуний.

Ламы – верблюды горных Анд.

Прирученная, или домашняя, лама живет в Боливии и Перу и лучше всего размножается в более возвышенных местах. Ее окраска довольно изменчива. Попадаются белые, черные, пегие, темно-бурые, красно-бурые и другие масти.

Индейцы держат этих лам в качестве вьючных животных. Для переноски тяжестей употребляют только самцов. Их не стригут, чтобы длинная шерсть защищала кожу от повреждений тяжелыми вьюками. С ношей в 50 килограммов ламы проходят в сутки не больше 20 километров. При заботливом уходе они очень послушны, но при грубом обхождении становятся упрямыми.

Для перуанцев лама так же нужна, как северные олени для жителей тундры. Этих животных держат большими стадами на горных пастбищах. На ночь их загоняют в огороженное камнями место, утром выпускают на свободу. Они рысью бегут на пастбище, даже не сопровождаемые пастухами. Вечером они снова возвращаются.

Ламы дают мягкую шерсть, мясо их всюду едят, а мясо молодых животных в Южной Америке считается лакомством.

В настоящее время лам можно видеть почти в каждом зоологическом саду. Они подолгу жили и теперь живут в заповеднике Аскания-Нова.

В Перу альпаку держат стадами на высоких плоскогорьях, где эти ламы ведут полудикий образ жизни. Это выносливые, непритязательные животные; они хорошо размножаются и предоставляют не только превосходное мясо, но и прекрасную шерсть, которая в настоящее время в большом количестве вывозится в Европу.

Очень симпатично о ламах написал Константин Федоров – остроумно и несомненную правду.

«…Через три тысячи лет (а именно столько прошло времени с момента одомашнивания лам) зоологи выяснили, что инки ловко угадали с выбором – ламы действительно относятся к семейству верблюдовых, только вот горбов у них нет. Но зато если скрестить самку ламы с самцом одногорбого верблюда, то получится кама – никому не нужный гибрид, способный лишь подтвердить родственность этих двух видов.

Есть еще одно сходство с кораблями пустыни – лама просто обожает жевать жвачку. Она постоянно чем-нибудь чавкает и в пути, и на стоянке. Ученые даже считают, что привычку жевать листья «бодрящего» кустарника коки перуанские индейцы переняли именно от лам.

Интересный факт: ламы с охотой таскают по горным тропам разные тяжести, но места для стоянок выбирают исключительно сами. Лама терпеть не может перенапрягаться. Как только животное устает, так садится на землю и, бейте ее, режьте – с места не двинется, пока не отдохнет как следует. А будете сильно приставать – равнодушно плюнет вам в лицо пресловутой жвачкой.

Показательно, что индейцы в качестве переносчиков грузов использовали только самцов лам. Очевидно, с ними проще чисто по-мужски договориться о своевременной доставке товара на место. Самки же, судя по всему, особы настолько скандальные, что их не только не использовали как вьючное животное, но и никогда не доили, не употребляли их мясо в пищу и даже не приносили в жертву богам, что с охотой проделывали в отношении даже собственных сварливых жен. За все всегда отдувались самцы! А самки заняты были только тем, что приносили потомство.

В Европу ламы прибыли где-то в начале XVI века. Случилось так, что известному испанскому конкистадору Франсиско Писарро нужно было отчитаться перед своим патроном – испанским королем Карлом V – в завоевании перуанского государства.

Писарро привез кучу золота, силой и хитростью отобранного у инков, что, разумеется, обрадовало короля, но вызвало некие сомнения – мало ли где этот жулик взял золото, может, прямо возле берегов Испании какого-нибудь несчастного купца ограбил, а в Центральной Америке и вовсе никогда не был. И вот, чтобы доказать свою причастность к завоеванию Перу и получить титул губернатора тех земель, Писарро в качестве доказательства пришлось везти в Европу ламу.

Прибывшее с первым галеоном доказательство произвело такой фурор, что лам стали выписывать из Америки сотнями. Каждый уважающий себя придворный держал при себе это животное, и в результате ламам завоевание Америки оказалось на руку (не то, что инкам), так как «европеизированных» лам кормили, поили, убирали их «неловкости», расчесывали шерсть, всячески ухаживали, а главное – не заставляли таскать тяжести.

Но до сих пор высоко в горах Центральной Америки ламы остаются обычным домашним животным, они переносят грузы, аккуратно переставляя свои тонкие изящные ноги по крутым тропам и отдыхая там, где понравится им, а не погонщику. А из их шерсти получается легкая, прочная и удивительно теплая целебная одежда.

Альпака – золото инков.

Перу… Страна-загадка. Страна несметных сокровищ, овеянных мифами и легендами. Золото инков, затерянные города, непроходимые джунгли, величественные Анды, пустыня, сельва, знания, накопленные за миллионы лет. И к таким сокровищам относится, несомненно, удивительное, неповторимое животное – альпака.

Изначально альпак относили к роду лам, что было не совсем верно. В 2001 году систематику вида сменили с Lаmарасоshа Vicugnapacos, Так что альпака – домашнее парнокопытное животное, произошедшее от викуньи, еще более удивительного существа, которое, по большому счету, так и не удалось одомашнить. К слову сказать, шерсть именно викуньи считается самой нежной, самой качественной, и соответственно, самой дорогой в мире – поди отлови ее, дикую, да остриги попробуй. В неволе-то они, викуньи, размножаться ну никак не желают…

Обитают и разводятся альпаки в Андах, на высоте от 3500 до 5000 метров, одомашнили же их индейцы Перу примерно 6000 лет назад. На сегодняшний день в Андах обитает около 3 миллионов альпак, большая часть из которых находится в Перу. Выращивают альпак для стрижки шерсти, из которой производят теплые мягкие одеяла, пледы, свитера и кофты, из меха альпаки делают предметы домашнего обихода – например, замечательные ковры и коврики с рисунками местного колорита, различных форм и размеров.

Шерсть альпаки до такой степени неповторима, что о ней можно не просто рассказывать – а сложить длинную нескончаемую песнь песней… Ведь альпаки обитают на высоте, где условия жизни довольно экстремальны, поэтому их шерсть должна быть особой – легкой, тонкой, мягкой, и при этом настолько плотной, чтобы не пропускать воду. Да что там «должна» – она таковой и является на самом деле. И не случайно местные жители говорят о ней, как о «Божественном волокне»…

В природе существует два вида альпак: Suri (сури) и Huacaya (уакайя), отличающиеся по внешнему виду шерсти. Особо ценной считается шерсть альпака сури, высокопородных животных, она ниспадает у них по бокам, как грива, более длинная, блестящая и прямая, чем у других альпак, потому и ценится так высоко. Но, увы, для разведения в животноводческих хозяйствах сури малопригодны (почти как викуньи…), поэтому их доля в общем объеме заготовок шерсти альпака всего 15 %. К сожалению, цена на шерсть альпака в чистом виде не может считаться общедоступной, и зачастую ее предпочитают смешивать с такими же высококачественными, но не столь дорогостоящими натуральными волокнами, например, с тонкой мериносовой шерстью. Истинные же ценители предпочитают, само собой, чистую шерсть сури, ведь удовольствие носить одежду, изготовленную из шерсти альпака трудно с чем-нибудь сравнить, это нежнейшие, теплые, удобные в повседневной жизни вещи, которые никогда не вызовут никакого раздражения на коже, а уж аллергии – тем более.

24 Натуральных оттенка пряжи из шерсти альпака – еще одно удивительное свойство этих созданий, ведь животные сами «окрашивают» свою шерсть в зависимости от условий обитания! Эта естественная палитра включает в себя черный и темно-коричневый цвета, коричнево-белые тона, каштановые оттенки и цвет корицы, темно-серый и серебряный. Натуральная шерсть альпака чисто белого цвета хорошо поддается окрашиванию, но она – большая редкость, пользуется большим спросом, поэтому перуанцы заинтересованы в разведении именно альпака-альбиносов. Но и их шерсть имеет цветные вкрапления, поэтому тщательно сортируется вручную и продается по высоким ценам.

Помимо сказочно красивых оттенков натуральной гаммы шерсть альпака обладает высокой эластичностью и изолирующими свойствами. Еще один ее плюс – длина, составляющая от 20 до 30 сантиметров. Шерсть имеет красивый шелковый блеск, мягчайший гриф и очень приятна для кожи. Единственный ее минус – это высокая цена. Но она перестает удивлять, если задуматься, с каким трудом добывается сырье для производства этой пряжи.

Стрижка альпаки – это целое артистическое действо, чуть ли не цирковое шоу, цыганочка с выходом по-перуански… Это вам не стрижка овец, да и «наголо» стричь альпак нельзя – замерзнут. Для начала часть животных надо отделить от родного стада, и вот тут начинается самое интересное – не для тех, кто стрижет, конечно, для случайных зрителей. Альпаковым цирюльникам не до смеха, потому как, оказавшись оторванным от своих собратьев, животное ведет себя крайне необычно – падает на землю, истерично сучит ногами, и тогда ничто и никто уже не заставит подняться его на ноги… Но индейцы – находчивые ребята – прибегают к «военной хитрости»: своенравные альпаки позволяют себя увести из стада, если находятся в обществе себе подобных собратьев – лам да овец, выполняющих роль «группы поддержки». Вот так, согнав с себя семь потов и оставляя на альпаках часть шерсти для тепла, получают зараз с одной особи всего 3,5 кг «шерстяного золота», с сури же и того меньше – на полкило. Такой вот шоковый процесс стрижки животные (и их остригающие…) переживают в прямом и переносном смысле слова два раза в год, в период дождей – с апреля по ноябрь. Это все к вопросу о цене на шерсть.

Об альпака можно говорить бесконечно долго. Изумительные существа, спокойные (ну если их не стричь, конечно…), с врожденным чувством любопытства, большими, прямо-таки «человечьими» глазами. А еще они умеют улыбаться – это хорошо видно на многочисленных фото.

Альпакотерапия.

За границей давно уже известен несколько непривычный для нас термин – альпакотерапия, широко применяемая для лечения взрослых и детей. Во время контакта с альпаками происходит гармонизация отношений, человек начинает себя чувствовать уверенно и счастливо, жизнь приобретает смысл, наполняется радостью и меняется к лучшему. В настоящее время альпакотерапия используется при лечении таких заболеваний, как аутизм, синдром Дауна, проблемное поведение; повреждение головного мозга в связи с нехваткой кислорода во время прохождения родовым каналом. Также известно использование этой терапии для лечения зависимости от алкоголя, медикаментов, наркотиков, анорексии и т. п.

Вот такие это существа – альпаки… Думаю, у нас в России с альпакотерапией туговато, мягко говоря… Ну что ж, может, это только – пока? Будем на сегодняшний день довольствоваться радостью нежной шерсти альпака в виде одежды – и для взрослых, и для детей. А ребенку, особенно заболевшему, не дай Бог, вы просто дайте в руки игрушку в виде альпаки или мишки, изготовленных из ее же шерсти, и увидите, как он станет улыбаться, и ему не захочется выпускать такую игрушку из рук, и это будет – половина успеха в борьбе с недугом. Поверьте. Так что альпакам – низкий поклон. Они того стоят…

Викунья – дар богов.

Ну а теперь о викунье – легендарной, удивительной, прекрасной и загадочной, как и многое – в Перу, в Андах, в империи инков. Язык не поворачивается сказать – это маленький безгорбый верблюд. Да, по научной классификации. Но, рассказывая о викунье, не хочется использовать сухой язык биологов-зоологов. Потому что викунья – необычайно красива, грациозна, непокорна. Непокорна потому, что все попытки ее приручить, одомашнить всегда заканчивались крахом. Не желает она жить в неволе, не говоря уж о размножении за высоким забором.

Судьба этих замечательных существ довольно печальна и трагична. А все дело в их мехе и шерсти, считающейся на земле самой тонкой, нежной и красивой.

Инки считали викунью даром богов, почитали как священное животное. Для горцев Анд, живущих в суровых условиях, это на самом деле дар, согревающий теплом своей шерсти ледяными высокогорными ночами. Да, сейчас викунья – один из самых значимых символов Перу – размещена на гербе этой страны, ее изображение можно увидеть и на валюте Перу – солях. Она находится под защитой государства Перу, охраняется законом. Но через какие муки пришлось пройти этим гордым животным, прежде чем люди поняли, что чудеса природы, а уж тем более дары богов необходимо беречь, а не уничтожать. До 60-х годов прошлого века для викуний длился кошмар бескрайней череды лет, когда ее уничтожали безо всякой жалости – из-за великолепной шерсти.

Массовое истребление викуний начали еще испанские конкистадоры, и далеко не из-за шерсти. Они пришли в империю инков за золотом, а не за шерстью, а с собою привели крупнорогатый скот, которому необходимы были пастбища, занятые их исконными хозяевами – викуньями вместе с ламами да альпаками. И полились реки крови. Когда во второй половине прошлого века правительство Перу наконец-то задумалось о судьбе викуньи, та находилась на грани исчезновения…

Сейчас, конечно, положение выправилось, исчезновению вида викуньи уже угрозы нет. Но через что пришлось пройти этим воистину аристократкам среди всего живого, чтобы начать наконец-то жить относительно спокойно… Не оставляет ощущение, что викуньи на самом деле величайший дар богов, нездешние создания, вынужденные проживать земную жизнь. И вероятно, сами викуньи это знают – ради красоты пришли они в земной мир, а не для чьей-то алчности да жестокости. Да, пытались… Да, пытаются до сих пор одомашнить викуний. Ничего не выходит – и не выйдет. Потому что в неволе шерсть викуньи удивительнейшим образом безвозвратно теряет свои волшебные качества – становится грубее, толще, тускнеет. Так что – Чудо нельзя приручить, нельзя держать его в плену – им можно только любоваться и восхищаться…».