Учимся правильно говорить.
«На голове холодный мокресс».
«Возьми меня, мама, к вихрахеру».
«Мама пила болерьянку».
К.И. Чуковский «От 2 до 5».
Речь — вид деятельности, присущий только человеку. От качества речи зависит все: общение, обучение, познание окружающего мира и себя в нем, овладение знаниями, умениями и навыками для реализации своих потенциальных возможностей и формирование себя как личности для активной жизни в обществе.
На каждом возрастном этапе доминирует та или иная функция речи. В первую очередь ребенок учится общению — развивается коммуникативная функция. Затем с помощью слов родного языка он начинает познавать окружающий мир, обучается элементарным навыкам, необходимым для жизни в обществе (обучающая и познавательная функции). Уже с раннего возраста речь становится основным регулятором поведения ребенка (регулирующая функция). Примерно в 3 года он не принимает «сюсюкающую» речь взрослого и критично относится к своей (контролирующая функция).
Ребенок рождается со сложной системой механизма речи, который начинает работать только под влиянием языка общения окружающих взрослых.
В возрасте от 2 до 3 лет дети овладевают более сложными формами фразовой речи с усвоением правил грамматики родного языка. Дети охотно рассматривают красочные картинки в книгах, прислушиваются к потешкам, прибауткам, сказкам, стихам А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова и начинают вместе со взрослыми проговаривать более легкие для них слова.
Накопленный речевой и жизненный опыт позволяет малышам оперировать более сложными текстами в формате монолога. После 3 лет они становятся способными к подробным высказываниям по поводу увиденного, услышанного и пережитого, для описания предмета, картины, процесса. Они учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам, по серии сюжетных картин, где нагрузка падает на логико-грамматическое оформление и установление причинно-следственных смысловых связей.
Этап формирования связной речи продолжается значительно дольше: от трех до семилетнего возраста. Именно уровень развития связной речи, достаточный для этого возраста запас слов, практическое владение грамматическими и фонетическими средствами родного языка, определяют готовность ребенка к обучению и усвоению школьной программы.
Профилактику отставания в речевом развитии нужно начинать как можно раньше. Предупреждение, выявление и преодоление тех или иных проблем в развитии речи ребенка с раннего возраста поможет ему в дальнейшем свободно владеть речью на одном или нескольких языках, легко адаптироваться в обществе и на всех возрастных этапах успешно решать стоящие перед ним задачи.
Ребенок к 4-5 годам уже многое умеет по-настоящему. Он способен внимательно слушать, запоминать, анализировать информацию, вести диалог,
Рассказывать о своих мыслях, чувствах, делиться впечатлениями.
Известный автор — логопед-методист Елена Степановна Анищенкова подготовила книгу «Учимся говорить за 20 минут в день», в которой предложена уникальная система развития речи детей 3-5 лет. Книга предназначена для занятий родителей и педагогов с детьми. Методически обоснованная, соответствующая закономерностям развития речевой функции очередность усвоения учебного материала обеспечивает естественность овладения дыхательными, голосовыми, произносительными, лексико-грамматическими, темпо-ритмическими и интонационно-мелодическими навыками. Четкая последовательность программы делает ее доступной для любого ребенка и его родителей. Если речевое развитие ребенка соответствует возрастным нормам, то предлагаемые упражнения помогут грамотно закреплять формируемые навыки и успешно вводит их в самостоятельную речь ребенка.
Если малыш занимается с логопедом, то предлагаемые задания и упражнения помогут грамотно дополнить коррекционную работу, проводимую специалистом. Все задания могут быть выполнены детьми дома под руководством взрослых. Каждое занятие не должно превышать 15-20 минут в день.
Книга предназначена для родителей, воспитателей и логопедов, занимающихся развитием речи дошкольников и младших школьников.
Данные таблицы, приведенные в приложении, могут помочь родителям проследить за движением своего ребенка по этапам речевого периода.
Урок 1
Дыхательная гимнастика.
Дует Таня на свечу,
И я тоже так хочу.
Положить ладони рук на рёбра. Вдохнуть и «подуть на свечу». Воздух из лёгких выходит плавно и постепенно, рёбра опадают не мгновенно, а постепенно, по мере выдувания.
|
|
Голосовая гимнастика.
То вверх, то вниз,
То вверх, то вниз.
Взлетает самолет.
«Не бойтесь, пассажиры!
Я опытный пилот».
Длительно произносить звук «УУУУУУ», повышая и пони жая голос.

Вертушка.
Дуют дети на вертушку.
Очень славная игрушка!
Крутится, вращается,
Детишкам очень нравится!
Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ».

Артикуляционная гимнастика.
Широко разинув рот,
Зевает толстый бегемот.

А весёлая мартышка, Губы сжав, Читает книжку.

Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты. Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения.
Пальчиковая гимнастика.
Потапу год. Он ножками Топ-топ, Топ-топ, Топ-топ.
Подушечки указательного и среднего пальцев правой и левой руки прижать к столу. Попеременно перебирать пальцами по поверхности стола — имитация шагов малыша.

На волнах качаясь, Уточка плывёт. То нырнёт, то вынырнет Лапками гребёт.
Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

Произношение.
Не дуди, Иван, на дудке. Не буди того, кто в будке.

Под зеленым под кустом Ёжик строит себе дом.

Урок 2.
Дыхательная гимнастика.
Ландыш нюхает Катюшка. Их так много на опушке.
Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот.

Голосовая гимнастика.
«О» упало, покатилось И подпрыгнуло опять. С этим звуком Могут дети, Словно с мячиком, Играть.
Произносить длительно звук «ОООООО». Руками нарисовать в воздухе круг, изображая форму мяча.

Артикуляционная гимнастика.
Мы слышим, слышим Стук копыт. Конь вороной К нам мчится! Быстрее ветра Он летит, Летит быстрее Птицы.
Щёлкать языком, широко раскрывая рот.

Произношение.
Тапки новые у Таты, Только Тате маловаты.

Дед Мане Готовит баню, А тебе, дед, Маня готовит обед.

Урок 3.
Дыхательная гимнастика.
Зашипела грустно.
Шина, И стоит теперь.
Машина.
Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд. С поочерёдным подтягиванием колен к животу, осуществляется выдох. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха, рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».

Мимическая гимнастика.
Вот хомяк, А это — рыбка, Посмотри на них с улыбкой.
Надуть щёчки, затем вытянуть вперёд трубочкой. Раздвинуть губы в широкой улыбке. Чередовать движения 6-7 раз.

Артикуляционная гимнастика.
Мы с тобою Красим дом. Дружно в нём Мы заживём.
Улыбнуться, открыть рот, «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперёд и назад.

Произношение.
Митя в саду Дует в дуду.

Дети ходят с мамой.
В баню: Моют Ваню, Моют Маню.

Урок 4.
Дыхательная гимнастика.
Ну-ка, выпяти животик — Получился бегемотик. А теперь — втяни живот. Похудел наш бегемот.
Руки положить на область диафрагмы. Выдохнуть остатки воздуха, плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».

Голосовая и мимическая гимнастика.
ИИИ — УУУ — Я по улице иду. ИИИ - УУУ - Подарили мне дуду. ИИИ — УУУ — Хорошо иметь дуду.
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть вперед («трубочка»). Чередовать движения 6-7 раз.

Артикуляционная гимнастика.
Молотком стучим-стучим, Гвоздик в стенку Вбить хотим.
«Стучать» кончиком языка по бугоркам за верхними зубами.

Пальчиковая гимнастика.
Молоточки били-били. В стенку гвоздики забили.
Постукивать подушечками пальцев по поверхности стола.

Долго кланялся гусак.
Он поклоны класть мастак.
Лиса по лесочку петляла. Хвостом следы заметала.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх-вниз, затем вправо-влево.

Произношение.
Бок у Бобика болит.
«Гав, гав, гав! Где Айболит?».

Бегут дети к маме, Топают ногами.

Урок 5.
Дыхательная гимнастика.
Ты, наверное, силач — Попробуй сжать Вот этот мяч.
Тихонько руки разжимай, Но мячик на пол не роняй.
Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая его с произнесением звуков с-с-с, ш-ш-ш, ф-ф-ф. Необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером. Особое внимание обращается на плавность выдоха.

Голосовая гимнастика.
ЭЭЭЭ-Эй! Громко пой и.
Веселей! ААААА-Ай! А теперь тихонечко Спой для спящей Олечки.

Артикуляционная гимнастика.
Тик-так, Тик-так... Ходят часики Вот так.
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

Логоритмическая гимнастика.
Время по часам сверяли, Пели, ели и играли, Вечером пойдём мы спать. Будет маятник стучать, Свою песню напевать.
Дети руки сгибают в локтях, совершают поочерёдно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и чётко.

Произношение.
Тихо, маму не буди, Мимо мамы не ходи.

Поленька, Полинка, На, поешь малинку. Поленька, Полина, Как, вкусна малина?

Урок 6
Дыхательная гимнастика.
Дышать в лесу приятно и легко. Мы в лес пришли, и дышим глубоко.
Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».

Голосовая гимнастика.
«Ы-Ы-Ы» — ревёт медведь, Покусали пчёлы. «Ы-Ы-Ы» — обидно как! Голос невесёлый.

Артикуляционная гимнастика.
Ах, какое наслажденье Есть вишнёвое варенье!
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Логоритмическая гимнастика.
На море.
На море штиль и тишина, Одна лишь лодочка видна, Вдруг появляется волна, Волна прозрачна, зелена, Качает лодочку она.
Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре.

Снежинки.
Кружатся, кружатся снежинки, Как белые перья ложатся в перинки, Перинки, подушки лежат на опушке. И зайца следы — как петельки — Украсили эти постельки.
Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения.

Произношение.
Дома у Наты Много ваты.
По имени Таня. У Нины для Тани Конфета в кармане. У Тани для Нины В руках апельсины.

Логоритмическая гимнастика.
Робот.
Стоит робот на дороге, У него не гнутся ноги, Может он махать руками, Может он моргать глазами, Может головой кивать, Раз, два, три, четыре, пять.
Дети руки сгибают в локтях, совершают поочерёдно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и чётко.

Дыхательная гимнастика.
Лягушка открывает рот. И шумно выдыхает... Вот!
Поднять вверх руки, сделать круговое движение.
На слове «Вот» — продолжить выдох со звуком «...ффф».

Голосовая гимнастика.
«У-У-У» — гудит нам пароход. «У-У-У» — я прибавляю ход.

«ПИИИ», — пищит в подвале мышь, Дружно скажем мы ей: «Кыш»!
Произносить длительно звуки и слоги.

Артикуляционная гимнастика.
Язычок наш молодец, Достаёт он леденец!
Приклеить кусочек леденца к нёбу, достать его кончиком языка.
Предложить ребёнку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются неподвижными.

Пальчиковая гимнастика.
Солнечные зайчики.
Задрожали пальчики, Как солнечные зайчики. Пляшут, пляшут зайчики, И трепещут пальчики.
Поднять обе руки ладонями к себе, пальцы расставить широко.
Энергично пошевелить пальцами.

Ватрушки.
Мы для милого Ванюшки Испекли бы три ватрушки. Только нет у нас пока Ни муки и ни песка, Ни яиц, ни соли, Ни дрожжей, ни молока.
Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно.

Произношение.
Вот Федот, А вот его кот. Кот Федота Любит охоту.

Дуб у дома, Под дубом Тома.

Пальчиковая гимнастика.
У тебя есть две руки, Есть и десять пальчиков. Десять ловких и весёлых, Быстрых чудо-мальчиков. Будут-будут наши пальчики.
Трудиться, Не пристало чудо-мальчикам.
Лениться!
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.

На правой ручке — пальчики. На левой ручке — пальчики. Пришла пора им встретиться — Готовьте чемоданчики!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками.

Логоритмическая ритмика.
Пингвины.
Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку.
Пингвин-папа,
Пингвин-мама.
И сынишка пингвинишка.
В чёрном фраке и манишке.
Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.

■к -к -к.
Миша и Антошка Шагают по дорожке. В одной руке лукошки, Полные морошки. В другой руке корзинки, Полные малинки.
Дыхательная гимнастика.
Мы на мяч посадим Машу, Покатаем куклу нашу.
На область диафрагмы посадить куклу. Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая куклу. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается — кукла опускается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».

Сегодня Алисоньке ровно пять лет. Подружек она позвала на обед. На торте горят пять весёлых свечей. И гости кричат: «Дуй, Алиса, сильней»!
Положить руки на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы передняя стенка живота поднялась. Выдох плавно производится через рот. При этом живот опускается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется длительно произносить звукосочетание «фуууууу».
Голосовая гимнастика.
По шоссе бегут машины,
В темноте шуршат их шины,
Огоньки и там и тут,
В дальний путь они зовут.
На выдохе длительно произносить звук «шшшш...».

«Скорая помощь» К больному спешит, Громко сирена Гудит и гудит: «У-у,У-у,У-у».
Произносить звук «у», повышая и понижая голос.
Артикуляционная гимнастика.
■ Ветер дул на одуванчик —
Разлетелся сарафанчик.
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

Пальчиковая гимнастика.
Ты весною видел чудо? Как из маленькой из почки Появляются листочки?
Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их.

Л. Л ^
Сцепим пальчики в замок, Чтоб войти чужой не мог. Пустим только белочку, Ёжика и зайчика, Пустим только девочку, Пустим только мальчика.
Сцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов «Пустим только...» — ладони разводить в стороны, затем быстро соединять.

Произношение.
Ване и Пете.
Дали по конфете.
А Федот — пьёт компот.

Надень, Ната, тапки.
Беги, Ната к бабке.

Логоритмическая гимнастика.
К бабушке.
Стучат колёса — тук-тук-тук, И под весёлый этот стук Мы едем к бабушке своей, Везём подарочки мы ей. Бабуля выйдет на порог, И вкусный испечёт пирог, Расскажет сказку про зверей... Мы едем к бабушке своей!
Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

Урок 9.
Дыхательная гимнастика.
Взял соломку Игорёк, Надул мыльный пузырёк.
Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.

Дует ветер-озорник, Пыль взметая на дорожке. И от ветра наутёк Припустилась наша кошка.
Положить руки на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы передняя стенка живота поднялась. Выдох плавно производится через рот. При этом живот опускается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется длительно произносить звукосочетание «фуууууу».

Голосовая гимнастика.
«У-У-У» — в густом лесу Волки воют — «у у у». Волки воют на Луну — «У-у- у, у-у-у».
Произносить длительно «уууу..», меняя тональность голоса.

Слон с водою очень дружен, Да и душ ему не нужен. Поливается с утра, Напевает: «ЛА-ЛА-ЛА...».
Медленно напевать «ЛА-ЛА-ЛА...», согласовывая произношение каждого звука с плавным движением ведущей руки.
Артикуляционная гимнастика.
Помешаем ложкой кашу И накормим дочь Наташу.
Совершать круговые движения языком.

На нижней губке язычок Расстелим, как половичок.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт от 5 до 10.

Мимическая гимнастика.
Молоко лакает киска — Улыбается Алиска. Убежала наша киска, И расстроилась Алиска.
Имитировать движения языком при лакании молока.

Пальчиковая гимнастика.
Котик.
Гладим котика рукой. Выгнул спинку он дугой. Потянулся он, зевнул, Замурлыкал и заснул.
Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

Игра в прятки.
Прячься, Петенька, Прячься, Анечка, Прячься, Зиночка, Прячься, Манечка! Не найдёт вас.
Весёлый мальчик,
Хоть и самый.
Большой он пальчик.
Поочерёдно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с мизинца.
Произношение.
Надень панаму, Тома. Постой v дома.

Тая дома. У Таи кот. Кот Таи Песни поёт.

Логоритмическая гимнастика.
Заяц.
Сидит заяц под кустом,
Здесь его семья и дом,
И верхушки длинных ушек.
Всё трепещут на макушке.
В его доме нет дверей,
Как спастись от злых зверей?
Поочерёдно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

Урок 10.
Дыхательная гимнастика.
Полено ну-ка поднимай.
(Ууух!!!).
И в овраг его бросай.
(Эээх!!!).
Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая его с произнесением звукосочетаний: Ух! Эх! Ах! и т.д.

Голосовая гимнастика.
«Что пищишь, Мышонок Тишка?» «Увидал кота я В книжке».
Высоким голосом произносить: ПИ-ПИ-ПИ!


Мимическая гимнастика.
Удивляется Аркаша:
« Где моя сестрёнка Маша? ».
Удивлённо поднять брови.

Рассердилась Маша. Спряталась, не хочет кашу.
Сдвинуть брови.

Артикуляционная гимнастика.
Клювиком птичка Клюёт земляничку. Губами Маринка Держит малинку.
Имитировать захват клювиком землянички и губами ягоды.

Пальчиковая гимнастика.
Овощи.
Собираем мы в лукошко И морковку, и картошку. Огурцы, фасоль, горох — Урожай у нас не плох.
Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого пальца.
Со слов «Урожай у нас не плох» охватывать весь кулачок.

Произношение.
Петя коту.
Даёт кету.
Вкусна кета.
Не только для кота.

«Беее» — зовёт козу коза, На обед в лесу лоза.

Урок 11.
Дыхательная гимнастика.
Мы домой несли Ведро с водой. Ставим на пол мы ведро. Ох, тяжелое оно!
На вдохе произносить «Уффф-уффф...».

Голосовая гимнастика.
Слон трубит: «У-У-У-У!!! Брёвна я носить могу, Сильный я и очень ловкий, Ем я травку и морковку!».
Длительно произносить на выдохе «У-У-У-У!!!».

Артикуляционная гимнастика.
Чистить зубки.
Тщательно.
Всем деткам.
Обязательно.
Облизывать зубы снаружи и внутри по 3-5 движений в каждую сторону.

Произношение.
Ёж шуршал в траве высокой И тихонечко пыхтел. На охоту ёжик вышел, Есть, наверно, захотел.

Погладила Клава Платок и салфетку. Ей мама дала За это конфетку.

Логоритмическая гимнастика.
Утро.
Утром встанет солнышко,
Возьму в руки вёдрышко,
Побегу я в огород,
Там морковочка растёт,
Соберу я ловко сочную морковку.
Угощу Маринку — кушай витаминки!
Поочерёдно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

Составление предложений по картинкам.
Лучник стоит.

Коля пилит.

Дедушка косит.

Стихотворение.
Игрушки.
Подарили мне игрушки, Мишку, зайку и Петрушку, Посажу друзей я в холле И начну готовить к школе. Дам мозаику я зайке, А Петрушке — балалайку, Почитаю мишке книжку. В первый класс идут детишки!
Выучить наизусть.

Урок 12.
Дыхательная гимнастика.
Носом дёргает собачка. Фу! Невкусно пахнет Жвачка.
Очень глубоко взять дыхание через нос. Следить, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохнуть через рот. Это упражнение очень активизирует дыхательный аппарат, осуществляя хороший массаж связок активной воздушной струей.

Голосовая гимнастика.
Грибники в лесу кричат: «А-у!», «А-у!». Заблудиться не хотят.
«А-у!», «А-у!».
Многократно произносить «А-у!», «А-у!», то громче, то тише.

Артикуляционная гимнастика.
Мы печём, печем блиночки И для сына и для дочки.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание : «пя-пя-пя».

Пальчиковая гимнастика.
Если в знойный летний день Даже двигаться нам лень — Мы возьмём красивый веер, И подует лёгкий ветер ...
Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день.

Произношение.
У Маши в клетке дома Сидит хомяк по кличке Хома.

Мокнет зайка под дождём. Куст — не самый лучший дом.

Составление предложений по картинкам.
Птичка сидит.
|
Птичка летит.
|
Птичка клюёт.

Урок 13.
Дыхательная гимнастика.
«А-а-а» — услышали в лесу. Не хватает буквы «у-у-у».
Медленно, спокойно вдыхать и выдыхать.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Бобик с мясом съел картошку, Вылизал большую плошку.
Имитировать вылизывание плошки языком.

Произношение.
Нина дома подметает. Маме Нина помогает.

Синеглазый мальчуган Нёс тяжёлый чемодан.

Корова мычала телёнку Гаврюшке — Иди попасись на зелёной опушке. Телёнок обиженно ей отвечал — У речки бродил он и очень устал.
Голосовая гимнастика.
Э-э-э-э-й! — кричит.
Антону Миша. —
Э -э-й!
Слезай скорее с крыши!
Длительно произносить «Э-э-э-э-й!».

Что расквакались, лягушки? Хорошо нам на опушке!
Произносить «ква-ква-ква...» с изменением громкости.

Составление предложений по картинкам.
Маша ест яблоко.

Петя собирает грибы.

Урок 14.
Дыхательная гимнастика.
Пришли в цветочный магазин Алёнка, Маша и Василий. Вдохнули нежный аромат Сирени, хризантем и лилий.
«Вдыхать» аромат цветов в цветочном магазине.

Артикуляционная гимнастика.
Язычок играет в прятки. Поиграйте, с ним ребятки.
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5-6 раз.

Пальчиковая гимнастика.
Танюша.
У нашей Танюшки Живые игрушки: Котёнок — миленок, Щенок — лопоушка, И мышка смешная По кличке Норушка.
Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начиная с большого.

Произношение.
У мамы для Мани Ягоды в стакане. А у папы для Пети Конфеты в пакете.
У плетня стояла тёлочка. Грустно глядя из-под чёлочки.

Составить предложения по картинкам.
|
Собака грызёт шляпу.
Мальчик катается на лыжах.
![]()
|
■
Курица нашла червяка.
|
Мальчик мастерит табурет.
Часть 2.
Урок 15.
Дыхательная гимнастика.
Подуй в волшебный пузырёк,
И он тебе ответит.
И ты свистишь,
И он свистит,
Как птичка на рассвете.
Прижать пузырёк к нижней губе, подуть.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Стучат колёса: т-т-т... В вагоне едем я и ты. Ты-ты-ты-ты-ты-ты... Теперь мы едем по мосту, Ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту... Съезжаем весело с моста, Та-та-та-та-та-та-та-та.
Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по нёбу за верхними зубами, произносить «ттттттт...».

Произношение.
Мама купит ниток моток, Будет вязать Наде платок.
Носит наша Ниночка На каблучках ботиночки.

Составление рассказа по картинке.
У бабушки Мани есть коза.
Надя и Андрей помогают бабушке пасти козу.
Они кормят козу капустой.
Коза даёт им вкусное молоко.

Урок 16.
Дыхательная гимнастика.
Шарик лопнул у Танюшки — Плачет бедная девчушка.
Предложить ребёнку длительно произнести на выдохе звук «ш». Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Артикуляционная гимнастика.
У щенка-малютки Уже большие зубки. Как покажет их Трезорка, Сразу в дом бежит Егорка.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот.

Пальчиковая гимнастика.
Бусинки.
Рассыпались у Люсеньки Все маленькие бусинки. Их соберём в коробочку, Наденем на верёвочку.
«Собирать» бусинки в коробочку. Затем «надевать» бусинки на верёвочку.

Произношение.
Мама Тимке купит ботинки. Пойдёт гулять Тимка В новых ботинках.

Вместе с Танечкой в печи Испекли мы калачи.

Нонна несёт незабудок букет, Козочка Нонну звала на обед.

Составление рассказа по картинке.
Купили Маше куклу.
Целый день Маша с ней играла.
Вечером перед сном Маша уложила куклу спать.

Урок 17.
Дыхательная гимнастика.
По волнам корабль плывёт. Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай И кораблик опускай.
Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».

Артикуляционная гимнастика.
Ловко кисточкой забор Красят Петя и Егор.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» нижние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх. (Только верхние зубы).
Петя встал сегодня рано И стучит по барабану.

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук: «д-д-д-д...» сначала медленно, затем темп увеличить.

Произношение.
|
За домом Гога Пас гусей. Шипели гуси На людей.
Соня добавила в суп Соль, фасоль и сметану. «Как вкусно! Спасибо!» Сказала Светлана.

Степан у Светы Взял конфету.
Составление рассказа по картинкам.
Пошли ребята в лес.
В лесу дети собирали грибы.
Набрали ребята грибов целую корзину.


Урок 18.
Дыхательная и голосовая гимнастика.
|
|
«УУУУУУУУУУ...» -Так завывает ветер. То в поле, то в трубе. А ну-ка ты попробуй: Удастся ли тебе?
А АО АЭ АИ АУ О ОА ОЭ ОИ ОУ Э ЭА ЭО ЭИ ЭУ АОЭ АЭО АОИ АЭУ ОАЭ ОЭА ОАИ ОЭУ ЭАО ЭОА ЭАИ ЭОУ.
Произносить нараспев звукосочетания гласных.
Артикуляционная гимнастика.
Наливаем воду в бочку — Надуваем сильно щечки.
Рот закрыть, губы плотно сжать, щёки надуть. «Полоскать» рот воздухом.

Собираем мы без спешки, Словно белочки орешки.
Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щёки, имитируя выдавливание шариков.

Произношение.
Выпил Степан Киселя стакан.

Это кто же, как бизон, Затоптал в саду газон?

Зелёнкой мама Лене Намазала колени.
Составление рассказа по картинкам.
На день рождения Паше подарили альбом и краски.
Паша нарисовал свою любимую собаку Шарика. Какой хороший рисунок получился у Паши!

Дыхательная и голосовая гимнастика.
И ИА ИО ИЭ ИУ ИАО ИОА ИЭА ИАЭ.
У УА УО УЭ УИ УАО УОА УЭО УОЭ.
Произносить нараспев сочетания гласных звуков/

Артикуляционная гимнастика.
На лошадках по дорожке Скачут Аня и Серёжка.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать. (Как лошадка цокает копытами).
■

В поле трактор тарахтит. Слышно, как мотор стучит.
Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук: «д-д-д-д...» — сначала медленно, затем темп увеличить.
Произношение.
Синий-синий василёчек — Неба синего кусочек.

Наказала строго Лиза Своего кота Маркиза.

Составление рассказа по картинке.
Ребята играли в футбол.
Наташа и Женя смотрели.
Вот Паша подбегает к воротам, сейчас будет гол!

Артикуляционная гимнастика.
С братом мы возьмём насос — Будет праздник для колёс: Подкачаем шины Папиной машины.
Предложить ребёнку длительно произнести звук «сссс...». Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.

Лопаткой ямку я копаю, Цветы иголкой вышиваю.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка — острым.

Формирование временных представлений.
|
Мы проснулись Утром рано. Быстро спрыгнули С дивана.
Днём играли И резвились. К вечеру все утомились.
|
|
Хорошо нам вечерком Чаю выпить с молоком. А когда наступит ночь, Будут спать и сын и дочь.
|
Произношение.
Соня Стасу наливает квасу. Ну а Стасик квас не пьёт, Любит он из слив компот.

Стая соек в кустах свистела, Ася спугнуть их совсем не хотела.

Составление рассказа по картинке.
Таня и Зина играют в настольный теннис. Они уже давно занимаются этим видом спорта. Хорошие результаты они покажут на соревнованиях.

Мячик летит через сетку. После удара ракеткой. Ударишь сильней. Полетит побыстрей.
Выучить наизусть.
Урок 21.
Артикуляционная гимнастика.
Эй, дружок, Антошка! Сыграй нам на гармошке!
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

На качелях мы качались И друг другу улыбались!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от одного до пяти.
Поочередно менять положение языка 4-6 раз.
|
Формирование временных представлений.
Мне вчера любимый дед Подарил велосипед. А сегодня я катался — Дед мой только удивлялся. Завтра встану утром рано, Посажу сестру на раму. Понесёмся вместе с ней Ветра лёгкого быстрей.

Произношение.
У Жени и Жанны Новые пижамы.
* * *
Молоко налили в плошку, Молоко лакает кошка.
Молоко лакает кот, Круглым стал его живот.

Пересказ текста.
Костя и Вова отдыхали с папой на море. Каждый день они купались и ныряли. Под водой много интересного...
Придумать, что было дальше.
Под водою осьминожек. Он имеет много ножек. Ещё краб живёт на дне. Дельфин плавает в волне.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Мурка спинку выгибает, Глазки щурит и зевает.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.

Формирование пространственных представлений.
Впереди бежит Егор Сзади пёс его Трезор. Трезор вырвался вперёд Егор — сзади, отстаёт.

Повторение простых и сложных предложений.
Из-под дивана вылез пёс В зубах он мячик мне принёс, А из-за тумбочки достал Мой любимый самосвал. В ведре нашёл он паровоз И машинку без колёс. Нашёл он белого зайчишку И про китов большую книжку. А потеряюсь я в пути, Меня сумеет он найти.

Произношение.
Лола долго лопотала, Лопотать она устала. Уложили Лолу спать: «Хватит, Лола, лопотать».

Урок 23.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Костя, Паша и Федот Собираются в поход. Рюкзаки они набили, Даже мячик положили.
Вдохнуть, надуть щёки.

Сильно мячик надуваем, А потом в футбол играем.
Рот закрыть, губы плотно сжать, щёки надуть. «Перекатывать мячик» от одной щёчки к другой.

Произношение.
Несёт Алексей.
Собаке мясо без костей.

Стадо пас пастух Филипп, Спал в тени высоких лип.

Стихотворения.
Между двух кустов малины Стоит девочка Карина.
За кустом её подружка Набрала малину в кружку.
Под кустом котёнок Тимка, Только он не ест малинку.
Змея на ёжика шипит. Ёж тоже на змею сердит. До драки дело не дойдёт — Змея под кустик уползёт.
Выучить наизусть.

Составление рассказа по картинке.
Света и Алиса летели в самолёте. На обед им давали суп, сырники со сметаной и ананасы. Какая вкусная еда в самолёте!

В руки взял штурвал пилот. Самолёт пошёл на взлёт. В самолёте красота — Не страшны нам облака.
Выучить наизусть.
Урок 24.
Артикуляционная гимнастика.
Потолок покрасил гномик, Приглашает нас в свой домик.
Улыбнуться, открыть рот, «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперёд и назад.

Произношение.
Мама Лизу на занятия ведёт,
Лиза зонтик свой весёленький несёт.

Взяли за руку мы Зину, Увели из магазина.

Формирование пространственных представлений.
На столе у Сони сок.
И сосиски.
Сок в стакане,
А сосиски в миске.

Чтение и пересказ текста.
Вечером дети вышли во двор. Настя качалась на качелях. Петя и Ваня играли с мячом. Коля строил дом из песка. Не было только Ани. Она заболела и грустно Смотрела на детей из окна.

Артикуляционная гимнастика.
Этот маленький дружок —
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя:
Каждый день зарядку делай.
Перед зеркалом, шутя!
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.
|
Поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Произношение.
Знает зайка, что зимой.
Легче встретиться с лисой.

Зиновий привязал козу к берёзе,
Ну а коза тянулась к розе.

Изба закрыта на замок. Куда уйти хозяин мог?

Закрепление в речи сложных предлогов.
Из-под кресла вылез котик. Круглый у него животик.

Из-за шкафа вышел пёс У него холодный нос. Все на кухню поспешили, Там им супчика налили.

Составление рассказа по картинке.
Папа вёз Галю и Аллу по городу. Девочки рассматривали дома и машины. Им было очень интересно.

Придумай, что было дальше.
На светофоре красный свет. Машинам дальше хода нет.

Урок 26.
Артикуляционная гимнастика.
Чищу каждый свой зубок Утром обязательно. Делаю я это Каждый день старательно.
Погладить кончиком языка каждый зуб с внутренней стороны.

Произношение.
Не хватает в супе соли, Сказать об этом надо Соне.
Сметану и соль Сима купила,
А пасту зубную купить позабыла.

Стихотворение.
Киска.
То прогнёт, То выгнет спинку, Ножку вытянет вперёд — Это делает зарядку Наш Маркиз — Пушистый кот. Чешет он себя за ушком, Жмурит глазки и урчит. У Маркиза всё в порядке: Когти, шерсть и аппетит.
Выучить наизусть.

Артикуляционная гимнастика.
Заводи мотор, пилот!
Пусть взлетает самолёт: Дррррррр...
Предложить ребёнку длительно произнести сочетание «ДРРРР— Широкий кончик языка приподнят к нёбу и дрожит.
|
|
Налил воды я в ванну,
И получилось море.
Там плавает кораблик.
На ветреном просторе.
Подул через соломинку —
И мчится он вперёд.
Отважно в океане.
Он набирает ход.
Захватить соломинку губами. Сильно подуть на бумажный кораблик. «Погонять» его по воде.
Логоритмическая гимнастика.
Возле речки.
Барашки и овечки.
Пасутся возле речки, Охраняет их Трезор,
Что б зубастый серый вор.
Не пробрался к речке,
Не украл овечку.
Но клыкастый разбойник.
Не дремлет в лесу.
«Заснёт пёс Трезор,
Я овцу унесу!».
Согнуть руки в локтях, совершать поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносить скандированно и чётко.

|
Произношение.
Ёжик яблоко нашёл,
Взял его, домой пошёл.
Алина Полину.
Угостила калиной.
Соловей запел с утра.
Значит, нам вставать пора.

Взяв корзинку, в лес пойдём.
И грибочек там найдём.
Построим замок из песка,
Такая будет красота!

Пересказ текста.
Лена и Марина выглянули в окно. Там Вася и Ваня рассматривают в саду паучка через лупу.
Паучок совсем не страшный...
Придумать, что было дальше.

Посмотри в окно быстрей,
Летит стая журавлей.
А в лесу паутинка легко полетела. Паучок сидит на ней смело.
Урок 28.
Артикуляционная гимнастика.
Кормит ласточка птенцов — Голосистых молодцов.
Опускать и поднимать нижнюю челюсть. Выполнять упражнение 5-7раз.

Логоритмическая гимнастика.
Ночью.
Как ночь тиха! Кругом — покой,
Нам светит месяц золотой,
И силуэты стройных елей,
В ночи заметны еле-еле.
Сидим с тобою на крылечке,
И светлячки горят как свечки.
И в этой чудной тишине.
Так хорошо тебе и мне!
Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре.

Пересказ текста.
Наступило лето.
Катя и Оля купались и загорали на берегу моря.
Было жарко.
Они увидели продавца мороженого...
Придумать, что было дальше.

* * *
Летом хорошо пить квас.
От жары спасает нас.
Белый песок, синее море.
В море гуляет волна на просторе.
Стихотворение.
|
Люлиляк.
(подражание Ю. Тувиму).
Жил на свете Люлиляк.
В маленьком домишке.
Со своей женой Люлячкой.
И тремя детишками.
Все детишки — Люляченки.
И мальчишки и девчонки.
И была у них собачка.
С нежной кличкой Люлилячка,
На крыльце сидела киска,
Ну, конечно, Люлелизка.
Люлелячка с Люлелизкой.
Суп любили есть из миски.
А детишки Люлелишки.
Собирали в лесу шишки.
Раздували самовар.
И семейка Люличара.
Чай пила из самовара.
Выучить наизусть.

Артикуляционная гимнастика.
Как волшебник наш Николка — Лопатку превратил в иголку.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка — острым.

Логоритмическая гиинастика.
Алёнка.
Завернём Алёнку.
В тёплую пелёнку,
Колыбельную споём,
Чай на кухню.
Пить пойдём.
Пусть приснятся нашей птичке.
Желтогрудые синички,
С красным брюшком снегирёк.
И братишка Игорёк.
Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре.

Веселая арифметика.
Одно ведро купила Маша,
Два ведра купила Наташа,
Три ведра зачем-то Николка,
Четыре ведра остались на полке,
Пять ведер в кладовке нашел продавец,
Кто ведра считал — тот молодец!

Пересказ текста.
Около леса поляна. На поляне много ромашек и колокольчиков. Маша нарвала целый букет...
Придумать, что было дальше.

Урок 30.
Артикуляционная гимнастика.
Мы с моей подружкой Светкой.
Жуём мятные конфетки.
Улыбнуться, приоткрыть рот, «пожевать».
Передними зубами кончик языка.
Язык широкий.
Упражнение выполнять медленно, четко 8-10 раз.

Ходят по двору подружки —
Две болтливые индюшки.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать ее.
Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить голос, пока не послышиться: «Бл-бл-бл...».

Веселая арифметика.
Одна роза сломалась,
Две розы остались в стакане.
Три розы подарили Ане.
Четыре розы сорвал Федот.
Пять роз распустились у самых ворот.

Слова в рифму.
У Ивана — два ... (стакана).
У Наташки — три ... (ромашки).
Съел Егор — один ... (помидор).
Купила кружку — одна ... (старушка).
Налил воды Фёдор в пять ... (ведер).

Урок 31.
Артикуляционная гимнастика.
|
На лошадке по дороге Скачет Язычок, И копытами лошадка — Цок, цок, цок, цок, цок. В горку медленно идет: Цок-цок-цок-цок-цок. А с горы стрелой несется: Цок-цок-цок-цок-цок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка. Сначала медленно, затем быстрее.
Ну-ка, детки, с Язычком Вместе покатаемся! Поиграем в паровозик И поулыбаемся : «И-у! И-у! И-у!».
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.

|
Пальчиковая гимнастика.
Кулачок.
Как фасолинки в стручке, Наши пальцы в кулачке. Кулачки мы разгибаем И фасольки рассыпаем. Раз, два, три, четыре, пять — Собираем все опять.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Произношение.
Крот.
Долго рыл подземный ход. Кропотливый старый крот. Всем кротам на зависть ход Вырыл мудрый, черный крот.
Черепаха.
Долго в норке спала черепашка,
Но совсем не помялась рубашка.
Вылезает тихонько из норки,
Поднимается медленно в горку,
«Эй! — кричу. — Давай, черепашка, Поиграем с тобою в пятнашки!».
Еле шепчет она мне в ответ.
«У меня, извините, обед».
Выучить наизусть.

Логоритмическая гимнастика.
Мороз.
На дворе мороз трескучий,
Вышла Оля на крыльцо.
Под ногами снег скрипучий,
Ветер бьёт в лицо колючий,
Рвёт с петель входную дверь.
Ведьма злющая — метель.
Заходи скорее в дом!
Печка дышит тут теплом,
Ласково мурлычет кошка.
И узоры на окошке.
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

Назови «ласково» предметы, которые видишь на картинке.

Весёлая арифметика.
Из кубиков Гена.
Сложил один дом,
Два дома с Кириллом.
Построил потом.
Три дома строит Иван,
Четыре дома — Степан.
Пять новых домов украсил Игнатка.
Хорошей игрой занимались ребятки.

Артикуляционная гимнастика.
To левую щёчку погладь язычком,
То правую щёчку погладь,
Как маятник движется твой язычок, Н.
Е хочет на месте лежать.
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к внутренней поверхности щёк.
Поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Пальчиковая гимнастика.
Захотели наши пальчики Поиграть на барабанчике, Постучали, постучали, Заиграли на рояле.
Подушечками пальцев правой и левой руки постучать по поверхности стола — барабанная дробь. Затем имитировать игру на пианино.

Пересказ текста.
Паша и Наташа приехали к бабушке Маше в город Мышкин.
Проказники решили без разрешения погулять по городу и...
Придумать, что было дальше.

Урок 33.
Артикуляционная гимнастика.
Вот грибок на тонкой ножке —
Ты клади его в лукошко!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а подъязычная связка — ножку гриба.
|
Произношение.
Купили блузу Зине.
На праздник в магазине.
|
На дачу Севу Поезд вёз, Он крепко спал Под стук колёс.
Стихотворение.
У девочки Наташки кукла-неваляшка,
Говорит Наташа: «Спать!» —
И кладёт её в кровать,
Но не хочет кукла спать.
И спешит скорее встать.
«Будем кушать кашку», —
Шепчет ей Наташка.
Та качается в ответ.
Означает это: «Нет!».
Куколка-красавица.
Всё равно всем нравится.
Выучить наизусть.

| Таблица. | Приложение. | ||||
| Этапы речевого периода. | Формирование функций восприятия и воспроизведения языковой системы (фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса). | ||||
| При норме развития. | При патологии развития. | ||||
| Формирование устной речи в форме. | Диалога. | На уровне первых слов. | Слуховое и зрительное внимание, общая и мелкая моторика развивается активно. Понимание речи опережает произносительные возможности. В 8 мес. ребенок самостоятельно встает, и появляются первые лепетные слова. В 1 год начинает ходить, и возникает первое высказывание в виде однословной аморфной фразы с жестами, мимикой, действиями и интонацией. | Лепетные слова: мама, папа, баба, няня, ляля, дядя. Звукоподражания: ам, куп-куп, би-би, буль-буль... Слова — приказы: дай, на, сядь, спи. К 1 году более или менее 10-15 слов. В 1 год 3 мес. — 27 аморфных слов в роли однословного предложения; | Слуховое и зрительное внимание, моторика развиваются слабо. Ребенок начинает ходить после года. В активе аморфные звуки в собственных неустойчивых звукокомплексах, которыми он пытается сопровождать свои бытовые или игровые действия. |
| На уровне ситуативной речи. | В активном словаре появляются имена близких, новые слова-приказы, звукоподражания. Слова многозначны: разные предметы и действия может назвать одинаково на основании одинакового ощущения или другого объединяющего их признака. | В 1,5 года активный словарь увеличивается за счет звукоподражаний и фрагментов слов. Например: «Дядя ту.», «Тетя ж.», «Тати нано.»... К 1 году 8 мес. в активе 90-100 слов. Аморфная фраза из 1-4 слов без грамматического оформления, но понятная окружающим в данной ситуации. | Не стремится к сотрудничеству со взрослыми в своих играх, действует с игрушками на уровне простых манипуляций. Лепетные слова с 2-3 лет и с более старшего возраста. | ||
| На уровне фразовой речи. | Простая фраза. | К 2 годам формируется простая фраза из 2-3-4-5 слов по законам грамматики родного языка. В активной речи от 30-50 до 200-400 слов. | Возможно появление аморфной фразы с жестами, мимикой и соответствующей интонацией. | ||
| Формирование сложной фразы. Усваиваются основные падежные формы слов без предлогов и с предлогами, союзы и частицы. | 3-ий год. В активе около 1000-1200 слов. | Простая аграмматичная фраза из 2-х — 3-х слов. | |||
| Монолога. | На уровне связной речи. | Формирование осмысленного связного высказывания. Заканчивается формирование всех звуков родного языка в 3,4,5 лет. Активно развивается фонематический слух. | Учится составлять связные рассказы от 4-х до 6 лет; Различает звуковой состав слова, может из заданных звуков составить слово. В запасе от 3000 в 4-5 лет до 6000-7000 слов в 6-7 лет. | Формирование всех языковых средств(словаря, грамматики, фонетики, фонематического слуха) значительно задерживается. В тяжелых случаях речь может полностью отсутствовать. | |
| Письменная речь. | Чтение. | Обучение первоначальным навыкам техники чтения можно начинать по желанию родителей и ребенка с 4-х, 5, 6, 7, 8 лет. | По программе ДОУ, массовой школы, лицея, гимназии. | Обучение и воспитание в спец. коррекционном ДОУ с 2-3 х лет и в специальной коррекционно-образователь-ной школе I (II, III, IV, V, VI, VII, VIII) вида с 7,8 ,9 лет. | |
| Псьмао. | Активно развивается мелкая моторика пальцев рук и укрепляются нервные связи между зрением и моторикой пишущей руки. |
























