Учимся правильно говорить.

 «На голове холодный мокресс».

«Возьми меня, мама, к вихрахеру».

 «Мама пила болерьянку».

К.И. Чуковский «От 2 до 5».

Речь — вид деятельности, присущий только че­ловеку. От качества речи зависит все: общение, обу­чение, познание окружающего мира и себя в нем, ов­ладение знаниями, умениями и навыками для реа­лизации своих потенциальных возможностей и формирование себя как личности для активной жиз­ни в обществе.

На каждом возрастном этапе доминирует та или иная функция речи. В первую очередь ребенок учит­ся общению — развивается коммуникативная функ­ция. Затем с помощью слов родного языка он на­чинает познавать окружающий мир, обучается эле­ментарным навыкам, необходимым для жизни в обществе (обучающая и познавательная функции). Уже с раннего возраста речь становится основным регулятором поведения ребенка (регулирующая функция). Примерно в 3 года он не принимает «сю­сюкающую» речь взрослого и критично относится к своей (контролирующая функция).

Ребенок рождается со сложной системой меха­низма речи, который начинает работать только под влиянием языка общения окружающих взрослых.

В возрасте от 2 до 3 лет дети овладевают более сложными формами фразовой речи с усвоением правил грамматики родного языка. Дети охотно рас­сматривают красочные картинки в книгах, прислу­шиваются к потешкам, прибауткам, сказкам, стихам А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова и начинают вместе со взрослыми проговаривать бо­лее легкие для них слова.

Накопленный речевой и жизненный опыт позво­ляет малышам оперировать более сложными текста­ми в формате монолога. После 3 лет они становятся способными к подробным высказываниям по поводу увиденного, услышанного и пережитого, для описа­ния предмета, картины, процесса. Они учатся состав­лять рассказы по сюжетным картинкам, по серии сюжетных картин, где нагрузка падает на логико-грамматическое оформление и установление при­чинно-следственных смысловых связей.

Этап формирования связной речи продолжается значительно дольше: от трех до семилетнего возрас­та. Именно уровень развития связной речи, доста­точный для этого возраста запас слов, практическое владение грамматическими и фонетическими средс­твами родного языка, определяют готовность ребен­ка к обучению и усвоению школьной программы.

Профилактику отставания в речевом развитии нужно начинать как можно раньше. Предупрежде­ние, выявление и преодоление тех или иных проблем в развитии речи ребенка с раннего возраста поможет ему в дальнейшем свободно владеть речью на одном или нескольких языках, легко адаптироваться в об­ществе и на всех возрастных этапах успешно решать стоящие перед ним задачи.

Ребенок к 4-5 годам уже многое умеет по-настоя­щему. Он способен внимательно слушать, запоми­нать, анализировать информацию, вести диалог,

Рассказывать о своих мыслях, чувствах, делиться впечатлениями.

Известный автор — логопед-методист Елена Сте­пановна Анищенкова подготовила книгу «Учимся говорить за 20 минут в день», в которой предложена уникальная система развития речи детей 3-5 лет. Книга предназначена для занятий родителей и педа­гогов с детьми. Методически обоснованная, соответ­ствующая закономерностям развития речевой функ­ции очередность усвоения учебного материала обес­печивает естественность овладения дыхательными, голосовыми, произносительными, лексико-грамматическими, темпо-ритмическими и интонационно-мелодическими навыками. Четкая последователь­ность программы делает ее доступной для любого ре­бенка и его родителей. Если речевое развитие ребен­ка соответствует возрастным нормам, то предлагае­мые упражнения помогут грамотно закреплять формируемые навыки и успешно вводит их в само­стоятельную речь ребенка.

Если малыш занимается с логопедом, то предла­гаемые задания и упражнения помогут грамотно до­полнить коррекционную работу, проводимую специ­алистом. Все задания могут быть выполнены детьми дома под руководством взрослых. Каждое занятие не должно превышать 15-20 минут в день.

Книга предназначена для родителей, воспитате­лей и логопедов, занимающихся развитием речи до­школьников и младших школьников.

Данные таблицы, приведенные в приложении, могут помочь родителям проследить за движением своего ребенка по этапам речевого периода.

Урок

Дыхательная гимнастика.

Дует Таня на свечу,

И я тоже так хочу.

Положить ладони рук на рёбра. Вдохнуть и «подуть на све­чу». Воздух из лёгких выходит плавно и постепенно, рёбра опадают не мгновенно, а постепенно, по мере выдувания.

Учимся правильно говорить.
Учимся правильно говорить.

Голосовая гимнастика.

То вверх, то вниз,

То вверх, то вниз.

Взлетает самолет.

«Не бойтесь, пассажиры!

Я опытный пилот».

Длительно произносить звук «УУУУУУ», повышая и пони жая голос.

Учимся правильно говорить.

Вертушка.

Дуют дети на вертушку.

Очень славная игрушка!

Крутится, вращается,

Детишкам очень нравится!

Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ».

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

Широко разинув рот,

Зевает толстый бегемот.

Учимся правильно говорить.

А весёлая мартышка, Губы сжав, Читает книжку.

Учимся правильно говорить.

Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты. Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения.

Пальчиковая гимнастика.

Потапу год. Он ножками Топ-топ, Топ-топ, Топ-топ.

Подушечки указательного и среднего пальцев правой и левой руки прижать к столу. Попеременно перебирать паль­цами по поверхности стола — имитация шагов малыша.

Учимся правильно говорить.

На волнах качаясь, Уточка плывёт. То нырнёт, то вынырнет Лапками гребёт.

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Не дуди, Иван, на дудке. Не буди того, кто в будке.

Учимся правильно говорить.

Под зеленым под кустом Ёжик строит себе дом.

Учимся правильно говорить.

Урок 2.

Дыхательная гимнастика.

Ландыш нюхает Катюшка. Их так много на опушке.

Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот.

Учимся правильно говорить.

Голосовая гимнастика.

«О» упало, покатилось И подпрыгнуло опять. С этим звуком Могут дети, Словно с мячиком, Играть.

Произносить длительно звук «ОООООО». Руками нарисо­вать в воздухе круг, изображая форму мяча.

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

Мы слышим, слышим Стук копыт. Конь вороной К нам мчится! Быстрее ветра Он летит, Летит быстрее Птицы.

Щёлкать языком, широко раскрывая рот.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Тапки новые у Таты, Только Тате маловаты.

Учимся правильно говорить.

Дед Мане Готовит баню, А тебе, дед, Маня готовит обед.

Учимся правильно говорить.

Урок 3.

Дыхательная гимнастика.

Зашипела грустно.

Шина, И стоит теперь.

Машина.

Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы верхняя перед­няя стенка живота выпятилась вперёд. С поочерёдным подтя­гиванием колен к животу, осуществляется выдох. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха, рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».

Учимся правильно говорить.

Мимическая гимнастика.

Вот хомяк, А это — рыбка, Посмотри на них с улыбкой.

Надуть щёчки, затем вытянуть вперёд трубочкой. Раздвинуть губы в широкой улыбке. Чередовать движения 6-7 раз.

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

Мы с тобою Красим дом. Дружно в нём Мы заживём.

Улыбнуться, открыть рот, «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперёд и назад.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Митя в саду Дует в дуду.

Учимся правильно говорить.

Дети ходят с мамой.

В баню: Моют Ваню, Моют Маню.

Учимся правильно говорить.

Урок 4.

Дыхательная гимнастика.

Ну-ка, выпяти животик — Получился бегемотик. А теперь — втяни живот. Похудел наш бегемот.

Руки положить на область диафрагмы. Выдохнуть остатки воздуха, плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по воз­можности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».

Учимся правильно говорить.

Голосовая и мимическая гимнастика.

ИИИ — УУУ — Я по улице иду. ИИИ - УУУ - Подарили мне дуду. ИИИ — УУУ — Хорошо иметь дуду.

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть вперед («трубочка»). Чередовать движения 6-7 раз.

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

Молотком стучим-стучим, Гвоздик в стенку Вбить хотим.

«Стучать» кончиком языка по бугоркам за верхними зубами.

Учимся правильно говорить.

Пальчиковая гимнастика.

Молоточки били-били. В стенку гвоздики забили.

Постукивать подушечками пальцев по поверхности стола.

Учимся правильно говорить.

Долго кланялся гусак.

Он поклоны класть мастак.

Лиса по лесочку петляла. Хвостом следы заметала.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх-вниз, затем вправо-влево.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Бок у Бобика болит.

«Гав, гав, гав! Где Айболит?».

Учимся правильно говорить.

Бегут дети к маме, Топают ногами.

Учимся правильно говорить.

Урок 5.

Дыхательная гимнастика.

Ты, наверное, силач — Попробуй сжать Вот этот мяч.

Тихонько руки разжимай, Но мячик на пол не роняй.

Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая его с произнесением звуков с-с-с, ш-ш-ш, ф-ф-ф. Необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером. Особое внимание обращается на плав­ность выдоха.

Учимся правильно говорить.

Голосовая гимнастика.

ЭЭЭЭ-Эй! Громко пой и.

Веселей! ААААА-Ай! А теперь тихонечко Спой для спящей Олечки.

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

Тик-так, Тик-так... Ходят часики Вот так.

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально пере­двигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

Учимся правильно говорить.

Логоритмическая гимнастика.

Время по часам сверяли, Пели, ели и играли, Вечером пойдём мы спать. Будет маятник стучать, Свою песню напевать.

Дети руки сгибают в локтях, совершают поочерёдно дейст­вия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и чётко.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Тихо, маму не буди, Мимо мамы не ходи.

Учимся правильно говорить.

Поленька, Полинка, На, поешь малинку. Поленька, Полина, Как, вкусна малина?

Учимся правильно говорить.

Урок 6 

Дыхательная гимнастика.

Дышать в лесу приятно и легко. Мы в лес пришли, и дышим глубоко.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и нетороп­ливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стен­ка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох произ­водится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».

Учимся правильно говорить.

Голосовая гимнастика.

«Ы-Ы-Ы» — ревёт медведь, Покусали пчёлы. «Ы-Ы-Ы» — обидно как! Голос невесёлый.

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

Ах, какое наслажденье Есть вишнёвое варенье!

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Учимся правильно говорить.

Логоритмическая гимнастика.

На море.

На море штиль и тишина, Одна лишь лодочка видна, Вдруг появляется волна, Волна прозрачна, зелена, Качает лодочку она.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре.

Учимся правильно говорить.

Снежинки.

Кружатся, кружатся снежинки, Как белые перья ложатся в перинки, Перинки, подушки лежат на опушке. И зайца следы — как петельки — Украсили эти постельки.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Дома у Наты Много ваты.

По имени Таня. У Нины для Тани Конфета в кармане. У Тани для Нины В руках апельсины.

Учимся правильно говорить.

Логоритмическая гимнастика.

Робот.

Стоит робот на дороге, У него не гнутся ноги, Может он махать руками, Может он моргать глазами, Может головой кивать, Раз, два, три, четыре, пять.

Дети руки сгибают в локтях, совершают поочерёдно дейст­вия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и чётко.

Учимся правильно говорить.

Дыхательная гимнастика.

Лягушка открывает рот. И шумно выдыхает... Вот!

Поднять вверх руки, сделать круговое движение.

На слове «Вот» — продолжить выдох со звуком «...ффф».

Учимся правильно говорить.

Голосовая гимнастика.

«У-У-У» — гудит нам пароход. «У-У-У» — я прибавляю ход.

Учимся правильно говорить.

«ПИИИ», — пищит в подвале мышь, Дружно скажем мы ей: «Кыш»!

Произносить длительно звуки и слоги.

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

Язычок наш молодец, Достаёт он леденец!

Приклеить кусочек леденца к нёбу, достать его кончиком языка.

Предложить ребёнку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются неподвижными.

Учимся правильно говорить.

Пальчиковая гимнастика.

Солнечные зайчики.

Задрожали пальчики, Как солнечные зайчики. Пляшут, пляшут зайчики, И трепещут пальчики.

Поднять обе руки ладонями к себе, пальцы расставить широко.

Энергично пошевелить пальцами.

Учимся правильно говорить.

Ватрушки.

Мы для милого Ванюшки Испекли бы три ватрушки. Только нет у нас пока Ни муки и ни песка, Ни яиц, ни соли, Ни дрожжей, ни молока.

Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одно­временно.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Вот Федот, А вот его кот. Кот Федота Любит охоту.

Учимся правильно говорить.

Дуб у дома, Под дубом Тома.

Учимся правильно говорить.

Пальчиковая гимнастика.

У тебя есть две руки, Есть и десять пальчиков. Десять ловких и весёлых, Быстрых чудо-мальчиков. Будут-будут наши пальчики.

Трудиться, Не пристало чудо-мальчикам.

Лениться!

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.

Учимся правильно говорить.

На правой ручке — пальчики. На левой ручке — пальчики. Пришла пора им встретиться — Готовьте чемоданчики!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с паль­цами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками.

Учимся правильно говорить.

Логоритмическая ритмика.

Пингвины.

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку.

Пингвин-папа,

Пингвин-мама.

И сынишка пингвинишка.

В чёрном фраке и манишке.

Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.

Учимся правильно говорить.

к -к -к.

Миша и Антошка Шагают по дорожке. В одной руке лукошки, Полные морошки. В другой руке корзинки, Полные малинки.

Дыхательная гимнастика.

Мы на мяч посадим Машу, Покатаем куклу нашу.

На область диафрагмы посадить куклу. Плавно и нето­ропливо вдохнуть так, чтобы передняя стенка живота выпя­тилась вперёд, поднимая куклу. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается — кукла опускается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».

Учимся правильно говорить.

Сегодня Алисоньке ровно пять лет. Подружек она позвала на обед. На торте горят пять весёлых свечей. И гости кричат: «Дуй, Алиса, сильней»!

Положить руки на область диафрагмы. Плавно и нето­ропливо вдохнуть так, чтобы передняя стенка живота подня­лась. Выдох плавно производится через рот. При этом живот опускается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется дли­тельно произносить звукосочетание «фуууууу».

Голосовая гимнастика.

По шоссе бегут машины,

В темноте шуршат их шины,

Огоньки и там и тут,

В дальний путь они зовут.

На выдохе длительно произносить звук «шшшш...».

Учимся правильно говорить.

«Скорая помощь» К больному спешит, Громко сирена Гудит и гудит: «У-у,У-у,У-у».

Произносить звук «у», повышая и понижая голос.

Артикуляционная гимнастика.

■ Ветер дул на одуванчик —

Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

Учимся правильно говорить.

Пальчиковая гимнастика.

Ты весною видел чудо? Как из маленькой из почки Появляются листочки?

Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их.

Учимся правильно говорить.

Л. Л ^

Сцепим пальчики в замок, Чтоб войти чужой не мог. Пустим только белочку, Ёжика и зайчика, Пустим только девочку, Пустим только мальчика.

Сцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов «Пустим только...» — ладони разводить в стороны, затем быстро соединять.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Ване и Пете.

Дали по конфете.

А Федот — пьёт компот.

Учимся правильно говорить.

Надень, Ната, тапки.

Беги, Ната к бабке.

Учимся правильно говорить.

Логоритмическая гимнастика.

К бабушке.

Стучат колёса — тук-тук-тук, И под весёлый этот стук Мы едем к бабушке своей, Везём подарочки мы ей. Бабуля выйдет на порог, И вкусный испечёт пирог, Расскажет сказку про зверей... Мы едем к бабушке своей!

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

Учимся правильно говорить.

Урок 9.

Дыхательная гимнастика.

Взял соломку Игорёк, Надул мыльный пузырёк.

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно наду­вать мыльные пузыри.

Учимся правильно говорить.

Дует ветер-озорник, Пыль взметая на дорожке. И от ветра наутёк Припустилась наша кошка.

Положить руки на область диафрагмы. Плавно и нетороп­ливо вдохнуть так, чтобы передняя стенка живота поднялась. Выдох плавно производится через рот. При этом живот опус­кается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется длитель­но произносить звукосочетание «фуууууу».

Учимся правильно говорить.

Голосовая гимнастика.

«У-У-У» — в густом лесу Волки воют — «у у у». Волки воют на Луну — «У-у- у, у-у-у».

Произносить длительно «уууу..», меняя тональность голоса.

Учимся правильно говорить.

Слон с водою очень дружен, Да и душ ему не нужен. Поливается с утра, Напевает: «ЛА-ЛА-ЛА...».

Медленно напевать «ЛА-ЛА-ЛА...», согласовывая произно­шение каждого звука с плавным движением ведущей руки.

Артикуляционная гимнастика.

Помешаем ложкой кашу И накормим дочь Наташу.

Совершать круговые движения языком.

Учимся правильно говорить.

На нижней губке язычок Расстелим, как половичок.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий перед­ний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положе­нии на счёт от 5 до 10.

Учимся правильно говорить.

Мимическая гимнастика.

Молоко лакает киска — Улыбается Алиска. Убежала наша киска, И расстроилась Алиска.

Имитировать движения языком при лакании молока.

Учимся правильно говорить.

Пальчиковая гимнастика.

Котик.

Гладим котика рукой. Выгнул спинку он дугой. Потянулся он, зевнул, Замурлыкал и заснул.

Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

Учимся правильно говорить.

Игра в прятки.

Прячься, Петенька, Прячься, Анечка, Прячься, Зиночка, Прячься, Манечка! Не найдёт вас.

Весёлый мальчик,

Хоть и самый.

Большой он пальчик.

Поочерёдно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с мизинца.

Произношение.

Надень панаму, Тома. Постой v дома.

Учимся правильно говорить.

Тая дома. У Таи кот. Кот Таи Песни поёт.

Учимся правильно говорить.

Логоритмическая гимнастика.

Заяц.

Сидит заяц под кустом,

Здесь его семья и дом,

И верхушки длинных ушек.

Всё трепещут на макушке.

В его доме нет дверей,

Как спастись от злых зверей?

Поочерёдно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

Учимся правильно говорить.

Урок 10.

Дыхательная гимнастика.

Полено ну-ка поднимай.

(Ууух!!!).

 И в овраг его бросай.

(Эээх!!!).

Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая его с произнесением звукосочетаний: Ух! Эх! Ах! и т.д.

Учимся правильно говорить.

Голосовая гимнастика.

«Что пищишь, Мышонок Тишка?» «Увидал кота я В книжке».

Высоким голосом произносить: ПИ-ПИ-ПИ!

Учимся правильно говорить.

Учимся правильно говорить.

Мимическая гимнастика.

Удивляется Аркаша:

« Где моя сестрёнка Маша? ».

Удивлённо поднять брови.

Учимся правильно говорить.

Рассердилась Маша. Спряталась, не хочет кашу.

Сдвинуть брови.

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

Клювиком птичка Клюёт земляничку. Губами Маринка Держит малинку.

Имитировать захват клювиком землянички и губами ягоды.

Учимся правильно говорить.

Пальчиковая гимнастика.

Овощи.

Собираем мы в лукошко И морковку, и картошку. Огурцы, фасоль, горох — Урожай у нас не плох.

Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого пальца.

Со слов «Урожай у нас не плох» охватывать весь кулачок.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Петя коту.

Даёт кету.

Вкусна кета.

Не только для кота.

Учимся правильно говорить.

«Беее» — зовёт козу коза, На обед в лесу лоза.

Учимся правильно говорить.

Урок 11.

Дыхательная гимнастика.

Мы домой несли Ведро с водой. Ставим на пол мы ведро. Ох, тяжелое оно!

На вдохе произносить «Уффф-уффф...».

Учимся правильно говорить.

Голосовая гимнастика.

Слон трубит: «У-У-У-У!!! Брёвна я носить могу, Сильный я и очень ловкий, Ем я травку и морковку!».

Длительно произносить на выдохе «У-У-У-У!!!».

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

Чистить зубки.

Тщательно.

Всем деткам.

Обязательно.

Облизывать зубы снаружи и внутри по 3-5 движений в каждую сторону.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Ёж шуршал в траве высокой И тихонечко пыхтел. На охоту ёжик вышел, Есть, наверно, захотел.

Учимся правильно говорить.

Погладила Клава Платок и салфетку. Ей мама дала За это конфетку.

Учимся правильно говорить.

Логоритмическая гимнастика.

Утро.

Утром встанет солнышко,

Возьму в руки вёдрышко, 

Побегу я в огород, 

Там морковочка растёт, 

Соберу я ловко сочную морковку.

Угощу Маринку — кушай витаминки!

Поочерёдно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

Учимся правильно говорить.

Составление предложений по картинкам.

Лучник стоит.

Учимся правильно говорить.

Коля пилит.

Учимся правильно говорить.

Дедушка косит.

Учимся правильно говорить.

Стихотворение.

Игрушки.

Подарили мне игрушки, Мишку, зайку и Петрушку, Посажу друзей я в холле И начну готовить к школе. Дам мозаику я зайке, А Петрушке — балалайку, Почитаю мишке книжку. В первый класс идут детишки!

Выучить наизусть.

Учимся правильно говорить.

Урок 12.

Дыхательная гимнастика.

Носом дёргает собачка. Фу! Невкусно пахнет Жвачка.

Очень глубоко взять дыхание через нос. Следить, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохнуть через рот. Это упражнение очень активизирует дыхательный аппа­рат, осуществляя хороший массаж связок активной воздушной струей.

Учимся правильно говорить.

Голосовая гимнастика.

Грибники в лесу кричат: «А-у!», «А-у!». Заблудиться не хотят.

«А-у!», «А-у!».

Многократно произносить «А-у!», «А-у!», то громче, то тише.

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

Мы печём, печем блиночки И для сына и для дочки.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на ниж­нюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочета­ние : «пя-пя-пя».

Учимся правильно говорить.

Пальчиковая гимнастика.

Если в знойный летний день Даже двигаться нам лень — Мы возьмём красивый веер, И подует лёгкий ветер ...

Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

У Маши в клетке дома Сидит хомяк по кличке Хома.

Учимся правильно говорить.

Мокнет зайка под дождём. Куст — не самый лучший дом.

Учимся правильно говорить.

Составление предложений по картинкам.

Птичка сидит.

Учимся правильно говорить.

Птичка летит.

Учимся правильно говорить.

Птичка клюёт.

Учимся правильно говорить.

Урок 13.

Дыхательная гимнастика.

«А-а-а» — услышали в лесу. Не хватает буквы «у-у-у».

Медленно, спокойно вдыхать и выдыхать.

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Бобик с мясом съел картошку, Вылизал большую плошку.

Имитировать вылизывание плошки языком.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Нина дома подметает. Маме Нина помогает.

Учимся правильно говорить.

Синеглазый мальчуган Нёс тяжёлый чемодан.

Учимся правильно говорить.

Корова мычала телёнку Гаврюшке — Иди попасись на зелёной опушке. Телёнок обиженно ей отвечал — У речки бродил он и очень устал.

Голосовая гимнастика.

Э-э-э-э-й! — кричит.

Антону Миша. —

Э -э-й!

Слезай скорее с крыши!

Длительно произносить «Э-э-э-э-й!».

Учимся правильно говорить.

Что расквакались, лягушки? Хорошо нам на опушке!

Произносить «ква-ква-ква...» с изменением громкости.

Учимся правильно говорить.

Составление предложений по картинкам.

Маша ест яблоко.

Учимся правильно говорить.

Петя собирает грибы.

Учимся правильно говорить.

Урок 14.

Дыхательная гимнастика.

Пришли в цветочный магазин Алёнка, Маша и Василий. Вдохнули нежный аромат Сирени, хризантем и лилий.

«Вдыхать» аромат цветов в цветочном магазине.

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

Язычок играет в прятки. Поиграйте, с ним ребятки.

Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно даль­ше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5-6 раз.

Учимся правильно говорить.

Пальчиковая гимнастика.

Танюша.

У нашей Танюшки Живые игрушки: Котёнок — миленок, Щенок — лопоушка, И мышка смешная По кличке Норушка.

Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начи­ная с большого.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

У мамы для Мани Ягоды в стакане. А у папы для Пети Конфеты в пакете.

У плетня стояла тёлочка. Грустно глядя из-под чёлочки.

Учимся правильно говорить.

Составить предложения по картинкам.

Учимся правильно говорить.

Собака грызёт шляпу.

Мальчик катается на лыжах.

Учимся правильно говорить.Учимся правильно говорить.

Курица нашла червяка.

Учимся правильно говорить.

Мальчик мастерит табурет.

Часть 2.

Урок 15.

Дыхательная гимнастика.

Подуй в волшебный пузырёк,

И он тебе ответит.

И ты свистишь,

И он свистит,

Как птичка на рассвете.

Прижать пузырёк к нижней губе, подуть.

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Стучат колёса: т-т-т... В вагоне едем я и ты. Ты-ты-ты-ты-ты-ты... Теперь мы едем по мосту, Ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту... Съезжаем весело с моста, Та-та-та-та-та-та-та-та.

Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по нёбу за верхними зубами, произносить «ттттттт...».

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Мама купит ниток моток, Будет вязать Наде платок.

Носит наша Ниночка На каблучках ботиночки.

Учимся правильно говорить.

Составление рассказа по картинке.

У бабушки Мани есть коза.

Надя и Андрей помогают бабушке пасти козу.

Они кормят козу капустой.

Коза даёт им вкусное молоко.

Учимся правильно говорить.

Урок 16.

Дыхательная гимнастика.

Шарик лопнул у Танюшки — Плачет бедная девчушка.

Предложить ребёнку длительно произнести на выдохе звук «ш». Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

У щенка-малютки Уже большие зубки. Как покажет их Трезорка, Сразу в дом бежит Егорка.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот.

Учимся правильно говорить.

Пальчиковая гимнастика.

Бусинки.

Рассыпались у Люсеньки Все маленькие бусинки. Их соберём в коробочку, Наденем на верёвочку.

«Собирать» бусинки в коробочку. Затем «надевать» бусин­ки на верёвочку.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Мама Тимке купит ботинки. Пойдёт гулять Тимка В новых ботинках.

Учимся правильно говорить.

Вместе с Танечкой в печи Испекли мы калачи.

Учимся правильно говорить.

Нонна несёт незабудок букет, Козочка Нонну звала на обед.

Учимся правильно говорить.

Составление рассказа по картинке.

Купили Маше куклу.

Целый день Маша с ней играла.

Вечером перед сном Маша уложила куклу спать.

Учимся правильно говорить.

Урок 17.

Дыхательная гимнастика.

По волнам корабль плывёт. Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай И кораблик опускай.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и нето­ропливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

Ловко кисточкой забор Красят Петя и Егор.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» нижние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх. (Только верхние зубы).

Петя встал сегодня рано И стучит по барабану.

Учимся правильно говорить.

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук: «д-д-д-д...» сначала медленно, затем темп увеличить.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Учимся правильно говорить.

За домом Гога Пас гусей. Шипели гуси На людей.

Соня добавила в суп Соль, фасоль и сметану. «Как вкусно! Спасибо!» Сказала Светлана.

Учимся правильно говорить.

Степан у Светы Взял конфету.

Составление рассказа по картинкам.

Пошли ребята в лес.

В лесу дети собирали грибы.

Набрали ребята грибов целую корзину.

Учимся правильно говорить.

Учимся правильно говорить.

Урок 18.

Дыхательная и голосовая гимнастика.

Учимся правильно говорить.
Учимся правильно говорить.

«УУУУУУУУУУ...» -Так завывает ветер. То в поле, то в трубе. А ну-ка ты попробуй: Удастся ли тебе?

А АО АЭ АИ АУ О ОА ОЭ ОИ ОУ Э ЭА ЭО ЭИ ЭУ АОЭ АЭО АОИ АЭУ ОАЭ ОЭА ОАИ ОЭУ ЭАО ЭОА ЭАИ ЭОУ.

Произносить нараспев звукосочетания гласных.

Артикуляционная гимнастика.

Наливаем воду в бочку — Надуваем сильно щечки.

Рот закрыть, губы плотно сжать, щёки надуть. «Полоскать» рот воздухом.

Учимся правильно говорить.

Собираем мы без спешки, Словно белочки орешки.

Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щёки, имитируя выдавливание шариков.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Выпил Степан Киселя стакан.

Учимся правильно говорить.

Это кто же, как бизон, Затоптал в саду газон?

Учимся правильно говорить.

Зелёнкой мама Лене Намазала колени.

Составление рассказа по картинкам.

На день рождения Паше подарили альбом и краски.

Паша нарисовал свою любимую собаку Шарика. Какой хороший рисунок получился у Паши!

Учимся правильно говорить.

Дыхательная и голосовая гимнастика.

И ИА ИО ИЭ ИУ ИАО ИОА ИЭА ИАЭ.

У УА УО УЭ УИ УАО УОА УЭО УОЭ.

Произносить нараспев сочетания гласных звуков/

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

На лошадках по дорожке Скачут Аня и Серёжка.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко откры­вать. (Как лошадка цокает копытами).

Учимся правильно говорить.

В поле трактор тарахтит. Слышно, как мотор стучит.

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верх­ними зубами, при этом чётко произносить звук: «д-д-д-д...» — сначала медленно, затем темп увеличить.

Произношение.

Синий-синий василёчек — Неба синего кусочек.

Учимся правильно говорить.

Наказала строго Лиза Своего кота Маркиза.

Учимся правильно говорить.

Составление рассказа по картинке.

Ребята играли в футбол.

Наташа и Женя смотрели.

Вот Паша подбегает к воротам, сейчас будет гол!

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

С братом мы возьмём насос — Будет праздник для колёс: Подкачаем шины Папиной машины.

Предложить ребёнку длительно произнести звук «сссс...». Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.

Учимся правильно говорить.

Лопаткой ямку я копаю, Цветы иголкой вышиваю.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка — острым.

Учимся правильно говорить.

Формирование временных представлений.

Учимся правильно говорить.

Мы проснулись Утром рано. Быстро спрыгнули С дивана.

Днём играли И резвились. К вечеру все утомились.

Учимся правильно говорить.
Учимся правильно говорить.

Хорошо нам вечерком Чаю выпить с молоком. А когда наступит ночь, Будут спать и сын и дочь.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Соня Стасу наливает квасу. Ну а Стасик квас не пьёт, Любит он из слив компот.

Учимся правильно говорить.

Стая соек в кустах свистела, Ася спугнуть их совсем не хотела.

Учимся правильно говорить.

Составление рассказа по картинке.

Таня и Зина играют в настольный теннис. Они уже давно занимаются этим видом спорта. Хорошие результаты они покажут на соревнова­ниях.

Учимся правильно говорить.

Мячик летит через сетку. После удара ракеткой. Ударишь сильней. Полетит побыстрей.

Выучить наизусть.

Урок 21.

Артикуляционная гимнастика.

Эй, дружок, Антошка! Сыграй нам на гармошке!

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться откры­вать рот все шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Учимся правильно говорить.

На качелях мы качались И друг другу улыбались!

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от одного до пяти.

Поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Учимся правильно говорить.

Формирование временных представлений.

Мне вчера любимый дед Подарил велосипед. А сегодня я катался — Дед мой только удивлялся. Завтра встану утром рано, Посажу сестру на раму. Понесёмся вместе с ней Ветра лёгкого быстрей.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

У Жени и Жанны Новые пижамы.

* * *

Молоко налили в плошку, Молоко лакает кошка.

Молоко лакает кот, Круглым стал его живот.

Учимся правильно говорить.

Пересказ текста.

Костя и Вова отдыхали с папой на море. Каждый день они купались и ныряли. Под водой много интересного...

Придумать, что было дальше.

Под водою осьминожек. Он имеет много ножек. Ещё краб живёт на дне. Дельфин плавает в волне.

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Мурка спинку выгибает, Глазки щурит и зевает.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.

Учимся правильно говорить.

Формирование пространственных представлений.

Впереди бежит Егор Сзади пёс его Трезор. Трезор вырвался вперёд Егор — сзади, отстаёт.

Учимся правильно говорить.

Повторение простых и сложных предложений.

Из-под дивана вылез пёс В зубах он мячик мне принёс, А из-за тумбочки достал Мой любимый самосвал. В ведре нашёл он паровоз И машинку без колёс. Нашёл он белого зайчишку И про китов большую книжку. А потеряюсь я в пути, Меня сумеет он найти.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Лола долго лопотала, Лопотать она устала. Уложили Лолу спать: «Хватит, Лола, лопотать».

Учимся правильно говорить.

Урок 23.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Костя, Паша и Федот Собираются в поход. Рюкзаки они набили, Даже мячик положили.

Вдохнуть, надуть щёки.

Учимся правильно говорить.

Сильно мячик надуваем, А потом в футбол играем.

Рот закрыть, губы плотно сжать, щёки надуть. «Перекаты­вать мячик» от одной щёчки к другой.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Несёт Алексей.

Собаке мясо без костей.

Учимся правильно говорить.

Стадо пас пастух Филипп, Спал в тени высоких лип.

Учимся правильно говорить.

Стихотворения.

Между двух кустов малины Стоит девочка Карина.

За кустом её подружка Набрала малину в кружку.

Под кустом котёнок Тимка, Только он не ест малинку.

Змея на ёжика шипит. Ёж тоже на змею сердит. До драки дело не дойдёт — Змея под кустик уползёт.

Выучить наизусть.

Учимся правильно говорить.

Составление рассказа по картинке.

Света и Алиса летели в самолёте. На обед им давали суп, сырники со сметаной и ананасы. Какая вкусная еда в самолёте!

Учимся правильно говорить.

В руки взял штурвал пилот. Самолёт пошёл на взлёт. В самолёте красота — Не страшны нам облака.

Выучить наизусть.

Урок 24.

Артикуляционная гимнастика.

Потолок покрасил гномик, Приглашает нас в свой домик.

Улыбнуться, открыть рот, «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперёд и назад.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Мама Лизу на занятия ведёт,

Лиза зонтик свой весёленький несёт.

Учимся правильно говорить.

Взяли за руку мы Зину, Увели из магазина.

Учимся правильно говорить.

Формирование пространственных представлений.

На столе у Сони сок.

И сосиски.

Сок в стакане,

А сосиски в миске.

Учимся правильно говорить.

Чтение и пересказ текста.

Вечером дети вышли во двор. Настя качалась на качелях. Петя и Ваня играли с мячом. Коля строил дом из песка. Не было только Ани. Она заболела и грустно Смотрела на детей из окна.

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

Этот маленький дружок —

Твой весёлый Язычок. 

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя:

Каждый день зарядку делай.

Перед зеркалом, шутя!

Рот широко раскрыть. Язык мед­ленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к угол­кам рта.

Учимся правильно говорить.

Поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Знает зайка, что зимой.

Легче встретиться с лисой.

Учимся правильно говорить.

Зиновий привязал козу к берёзе,

Ну а коза тянулась к розе.

Учимся правильно говорить.

Изба закрыта на замок. Куда уйти хозяин мог?

Учимся правильно говорить.

Закрепление в речи сложных предлогов.

Из-под кресла вылез котик. Круглый у него животик.

Учимся правильно говорить.

Из-за шкафа вышел пёс У него холодный нос. Все на кухню поспешили, Там им супчика налили.

Учимся правильно говорить.

Составление рассказа по картинке.

Папа вёз Галю и Аллу по городу. Девочки рассматривали дома и машины. Им было очень интересно.

Учимся правильно говорить.

Придумай, что было дальше.

На светофоре красный свет. Машинам дальше хода нет.

Учимся правильно говорить.

Урок 26.

Артикуляционная гимнастика.

Чищу каждый свой зубок Утром обязательно. Делаю я это Каждый день старательно.

Погладить кончиком языка каждый зуб с внутренней стороны.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Не хватает в супе соли, Сказать об этом надо Соне.

Сметану и соль Сима купила,

А пасту зубную купить позабыла.

Учимся правильно говорить.

Стихотворение.

Киска.

То прогнёт, То выгнет спинку, Ножку вытянет вперёд — Это делает зарядку Наш Маркиз — Пушистый кот. Чешет он себя за ушком, Жмурит глазки и урчит. У Маркиза всё в порядке: Когти, шерсть и аппетит.

Выучить наизусть.

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

Заводи мотор, пилот!

Пусть взлетает самолёт: Дррррррр...

Предложить ребёнку длительно произнести сочетание «ДРРРР— Широкий кончик языка приподнят к нёбу и дрожит.

Учимся правильно говорить.
Учимся правильно говорить.

Налил воды я в ванну, 

И получилось море.

Там плавает кораблик.

На ветреном просторе.

Подул через соломинку —

И мчится он вперёд.

Отважно в океане.

Он набирает ход.

Захватить соломинку губами. Силь­но подуть на бумажный кораблик. «Погонять» его по воде.

Логоритмическая гимнастика.

Возле речки.

Барашки и овечки.

Пасутся возле речки, Охраняет их Трезор,

Что б зубастый серый вор.

Не пробрался к речке,

Не украл овечку.

Но клыкастый разбойник.

Не дремлет в лесу.

«Заснёт пёс Трезор,

Я овцу унесу!».

Согнуть руки в локтях, совершать поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносить скандированно и чётко.

Учимся правильно говорить.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Ёжик яблоко нашёл,

Взял его, домой пошёл.

Алина Полину.

Угостила калиной.

Соловей запел с утра.

Значит, нам вставать пора.

Учимся правильно говорить.

Взяв корзинку, в лес пойдём.

И грибочек там найдём.

Построим замок из песка,

Такая будет красота!

Учимся правильно говорить.

Пересказ текста.

Лена и Марина выглянули в окно. Там Вася и Ваня рассматривают в саду паучка че­рез лупу.

Паучок совсем не страшный...

Придумать, что было дальше.

Учимся правильно говорить.

Посмотри в окно быстрей,

Летит стая журавлей.

А в лесу паутинка легко полетела. Паучок сидит на ней смело.

Урок 28.

Артикуляционная гимнастика.

Кормит ласточка птенцов — Голосистых молодцов.

Опускать и поднимать нижнюю челюсть. Выполнять упражнение 5-7раз.

Учимся правильно говорить.

Логоритмическая гимнастика.

Ночью.

Как ночь тиха! Кругом — покой,

Нам светит месяц золотой,

И силуэты стройных елей,

В ночи заметны еле-еле.

Сидим с тобою на крылечке,

И светлячки горят как свечки.

И в этой чудной тишине.

Так хорошо тебе и мне!

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре.

Учимся правильно говорить.

Пересказ текста.

Наступило лето.

Катя и Оля купались и загорали на берегу моря.

Было жарко.

Они увидели продавца мороженого...

Придумать, что было дальше.

Учимся правильно говорить.

* * *

Летом хорошо пить квас.

От жары спасает нас.

Белый песок, синее море.

В море гуляет волна на просторе.

Стихотворение.

Учимся правильно говорить.

Люлиляк.

(подражание Ю. Тувиму).

Жил на свете Люлиляк.

В маленьком домишке.

Со своей женой Люлячкой.

И тремя детишками.

Все детишки — Люляченки.

И мальчишки и девчонки.

И была у них собачка.

С нежной кличкой Люлилячка,

На крыльце сидела киска,

Ну, конечно, Люлелизка.

Люлелячка с Люлелизкой.

Суп любили есть из миски.

А детишки Люлелишки.

Собирали в лесу шишки.

Раздували самовар.

И семейка Люличара.

Чай пила из самовара.

Выучить наизусть.

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

Как волшебник наш Николка — Лопатку превратил в иголку.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка — острым.

Учимся правильно говорить.

Логоритмическая гиинастика.

Алёнка.

Завернём Алёнку.

В тёплую пелёнку,

Колыбельную споём,

Чай на кухню.

Пить пойдём.

Пусть приснятся нашей птичке.

Желтогрудые синички,

С красным брюшком снегирёк.

И братишка Игорёк.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре.

Учимся правильно говорить.

Веселая арифметика.

Одно ведро купила Маша,

Два ведра купила Наташа,

Три ведра зачем-то Николка,

Четыре ведра остались на полке,

Пять ведер в кладовке нашел продавец,

Кто ведра считал — тот молодец!

Учимся правильно говорить.

Пересказ текста.

Около леса поляна. На поляне много ромашек и колокольчиков. Маша нарвала целый букет...

Придумать, что было дальше.

Учимся правильно говорить.

Урок 30.

Артикуляционная гимнастика.

Мы с моей подружкой Светкой.

Жуём мятные конфетки.

Улыбнуться, приоткрыть рот, «пожевать».

Передними зубами кончик языка.

Язык широкий.

Упражнение выполнять медленно, четко 8-10 раз.

Учимся правильно говорить.

Ходят по двору подружки —

Две болтливые индюшки.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и произ­водить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, погла­живать ее.

Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить голос, пока не послышиться: «Бл-бл-бл...».

Учимся правильно говорить.

Веселая арифметика.

Одна роза сломалась,

Две розы остались в стакане.

Три розы подарили Ане.

Четыре розы сорвал Федот.

Пять роз распустились у самых ворот.

Учимся правильно говорить.

Слова в рифму.

У Ивана — два ... (стакана).

У Наташки — три ... (ромашки).

Съел Егор — один ... (помидор).

Купила кружку — одна ... (старушка).

Налил воды Фёдор в пять ... (ведер).

Учимся правильно говорить.

Урок 31.

Артикуляционная гимнастика.

Учимся правильно говорить.

На лошадке по дороге Скачет Язычок, И копытами лошадка — Цок, цок, цок, цок, цок. В горку медленно идет: Цок-цок-цок-цок-цок. А с горы стрелой несется: Цок-цок-цок-цок-цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка. Сначала медленно, затем быстрее.

Ну-ка, детки, с Язычком Вместе покатаемся! Поиграем в паровозик И поулыбаемся : «И-у! И-у! И-у!».

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в тру­бочку. Чередовать 6-7 раз.

Учимся правильно говорить.

Учимся правильно говорить.

Пальчиковая гимнастика.

Кулачок.

Как фасолинки в стручке, Наши пальцы в кулачке. Кулачки мы разгибаем И фасольки рассыпаем. Раз, два, три, четыре, пять — Собираем все опять.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Крот.

Долго рыл подземный ход. Кропотливый старый крот. Всем кротам на зависть ход Вырыл мудрый, черный крот.

Черепаха.

Долго в норке спала черепашка,

Но совсем не помялась рубашка.

Вылезает тихонько из норки,

Поднимается медленно в горку,

«Эй! — кричу. — Давай, черепашка, Поиграем с тобою в пятнашки!».

Еле шепчет она мне в ответ.

«У меня, извините, обед».

Выучить наизусть.

Учимся правильно говорить.

Логоритмическая гимнастика.

Мороз.

На дворе мороз трескучий,

Вышла Оля на крыльцо.

Под ногами снег скрипучий,

Ветер бьёт в лицо колючий,

Рвёт с петель входную дверь.

Ведьма злющая — метель.

Заходи скорее в дом!

Печка дышит тут теплом,

Ласково мурлычет кошка.

И узоры на окошке.

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

Учимся правильно говорить.

Назови «ласково» предметы, которые видишь на картинке.

Учимся правильно говорить.

Весёлая арифметика.

Из кубиков Гена.

Сложил один дом,

Два дома с Кириллом.

Построил потом.

Три дома строит Иван,

Четыре дома — Степан.

Пять новых домов украсил Игнатка.

Хорошей игрой занимались ребятки.

Учимся правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика.

To левую щёчку погладь язычком,

То правую щёчку погладь,

 Как маятник движется твой язычок, Н.

Е хочет на месте лежать.

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально пере­двигать из стороны в сторону, тянуть язык к внутренней по­верхности щёк.

Поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Учимся правильно говорить.

Пальчиковая гимнастика.

Захотели наши пальчики Поиграть на барабанчике, Постучали, постучали, Заиграли на рояле.

Подушечками пальцев правой и левой руки постучать по поверхности стола — барабанная дробь. Затем имитировать игру на пианино.

Учимся правильно говорить.

Пересказ текста.

Паша и Наташа приехали к бабушке Маше в го­род Мышкин.

Проказники решили без разрешения погулять по городу и...

Придумать, что было дальше.

Учимся правильно говорить.

Урок 33.

Артикуляционная гимнастика.

Вот грибок на тонкой ножке —

Ты клади его в лукошко!

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а подъязыч­ная связка — ножку гриба.

Учимся правильно говорить.

Произношение.

Купили блузу Зине.

На праздник в магазине.

Учимся правильно говорить.

На дачу Севу Поезд вёз, Он крепко спал Под стук колёс.

Стихотворение.

У девочки Наташки кукла-неваляшка,

Говорит Наташа: «Спать!» —

И кладёт её в кровать,

Но не хочет кукла спать.

И спешит скорее встать.

«Будем кушать кашку», —

Шепчет ей Наташка.

Та качается в ответ.

Означает это: «Нет!».

Куколка-красавица.

Всё равно всем нравится.

Выучить наизусть.

Учимся правильно говорить.

Таблица. Приложение.
Этапы речевого периода. Формирование функций восприятия и воспроизведения языковой системы (фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса).
При норме развития. При патологии развития.
Формирование устной речи в форме. Диалога. На уровне первых слов. Слуховое и зрительное внимание, общая и мелкая моторика разви­вается активно. Понимание речи опережает произносительные воз­можности. В 8 мес. ребенок само­стоятельно встает, и появляются первые лепетные слова. В 1 год на­чинает ходить, и возникает первое высказывание в виде однословной аморфной фразы с жестами, мими­кой, действиями и интонацией. Лепетные слова: мама, папа, баба, няня, ляля, дядя. Звукоподражания: ам, куп-куп, би-би, буль-буль... Слова — приказы: дай, на, сядь, спи. К 1 году более или менее 10-15 слов. В 1 год 3 мес. — 27 аморф­ных слов в роли однословного предложения; Слуховое и зрительное внимание, моторика раз­виваются слабо. Ребенок начинает ходить после года. В активе аморфные звуки в собственных неустойчивых звукокомплексах, которыми он пытается сопровождать свои бытовые или игровые действия.
На уровне ситуативной речи. В активном словаре появляются имена близких, новые слова-приказы, звукоподражания. Слова многозначны: разные предметы и действия может назвать одинаково на основании одинакового ощущения или другого объединяющего их признака. В 1,5 года активный словарь увеличивается за счет звуко­подражаний и фрагментов слов. Например: «Дядя ту.», «Тетя ж.», «Тати нано.»... К 1 году 8 мес. в активе 90-100 слов. Аморфная фраза из 1-4 слов без грамматического оформления, но понятная окру­жающим в данной ситуации. Не стремится к сотрудничеству со взрослыми в своих играх, действует с игрушками на уровне простых манипуляций. Лепетные слова с 2-3 лет и с более старшего возраста.
На уровне фразовой речи.  Простая фраза. К 2 годам формируется простая фраза из 2-3-4-5 слов по законам грамматики родного языка. В активной речи от 30-50 до 200-400 слов. Возможно появление аморфной фразы с жестами, мимикой и соответствующей интонацией. 
Формирование сложной фразы. Усваиваются основные падежные формы слов без предлогов и с предлогами, союзы и частицы. 3-ий год. В активе около 1000-1200 слов. Простая аграмматичная фраза из 2-х — 3-х слов.
Монолога. На уровне связной речи. Формирование осмысленного связного высказывания. Заканчивается формирование всех звуков родного языка в 3,4,5 лет. Активно развивается фонематический слух. Учится составлять связные рассказы от 4-х до 6 лет; Различает звуковой состав слова, может из заданных звуков составить слово. В запасе от 3000 в 4-5 лет до 6000-7000 слов в 6-7 лет. Формирование всех языко­вых средств(словаря, грам­матики, фонетики, фонема­тического слуха) значитель­но задерживается. В тяжелых случаях речь может полностью отсутствовать.
Письменная речь. Чтение. Обучение первоначальным навыкам техники чтения можно начинать по желанию родителей и ребенка с 4-х, 5, 6, 7, 8 лет. По программе ДОУ, массовой школы, лицея, гимназии. Обучение и воспитание в спец. коррекционном ДОУ с 2-3 х лет и в специальной коррекционно-образователь-ной школе I (II, III, IV, V, VI, VII, VIII) вида с 7,8 ,9 лет.
Псьмао. Активно развивается мелкая мото­рика пальцев рук и укрепляются нервные связи между зрением и моторикой пишущей руки.
Елена Анищенкова.