Литературное чтение.
Баратынский Евгений Абрамович.
(Настоящая фамилия Боратынский).
1800–1844.
Русский поэт.
Родился в Тамбовской губернии в семье древнего польского дворянского рода. Родители дали юноше прекрасное воспитание и, желая обеспечить ему аристократическую карьеру, определили сына в Пажеский корпус. Но пребывание в этом привилегированном учебном заведении закончилось катастрофой. Участие в кружке «благородных мстителей» (деятельность которого состояла в школьных проказах в отношении учителей и воспитателей) привела к тому, что он был исключён из Пажеского корпуса.
С 1819 года Баратынский поступает на военную службу, где пишет свои первые стихи, на текст которых впоследствии напишут музыку и они станут всенародно любимыми романсами. В 1827 году выходит его первый сборник стихов. Поэзия Баратынского отражала трагедию судьбы его поколения. Реакция, последовавшая за разгромном восстания декабристов, не щадила тех, кто не хотел смириться с торжеством несправедливости. Именно чувства и настроения этих людей нашли отражение во многих известных произведениях Баратынского того времени. В них особенно проявилась склонность поэта к размышлениям над жизнью и человеческой судьбой, даже А. С. Пушкин сравнивал его с Гамлетом.
В 1843 году Баратынский уезжает путешествовать за Границу, но 29 июля 1844 года скоропостижно умирает в Неаполе. Только через год тело его было перевезено в Петербург и в присутствии нескольких друзей предано земле.
«Весна, весна! как воздух чист!..».
Блок Александр Александрович.
1880–1921.
Русский поэт.
Блок родился в Петербурге в 1880 г. Его отец преподавал философию в Варшавском университете, а мать была дочерью известного ботаника. Писать стихи маленький Блок начал ещё в детстве под руководством бабушки и тёти, которые тоже занимались стихотворчеством, а также переводами литературных произведений.
После окончания Петербургской гимназии с 1898 по 1901 г. Блок учился на юридическом факультете Петербургского университета, где продолжал писать стихи. Большое влияние на него оказало творчество В. Жуковского. Поэзия Жуковского научила Блока чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира. Ранние стихи Блока составили первую книгу, вышедшую в 1904 г. – «Стихи о Прекрасной Даме». В них Блок обозначил всё: красоту земной женщины, гармонию природы и культуры, чувственное и духовное восприятие мира. Он становится одним из самых значительных поэтов России.
Первая русская революция 1905–1907 годов изменяет настроение стихов поэта, им становится присуща социальная чуткость, в его стихотворениях появляются некрасовские интонации: любовь к родине – любовь – спасение, понимание того, что свою судьбу невозможно представить без неё. Годы реакции после поражения революции становятся для Блока переломными. Поэт обращается к драматургии, потому, что театр – это давняя и через всю жизнь пронесённая привязанность поэта. В юности он мечтал быть актёром, много играл в любительских спектаклях и в 1906 году он пишет несколько лирических драм – «Незнакомка», «Балаганчик» и др.
В блоковской поэзии возникает основная тема – Россия. Она захватывает поэта полностью и в его стихах ощущение отчизны как живого существа сливается у него с чувством любви.
Октябрьская революция вызывает у Блока творческий подъём и гражданскую активность: он много пишет, работает в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, сотрудничает с издательствами. Но жизнь в голодном Петербурге разочарование в революции приводят его к творческому кризису. Последующие годы поэт проводит в состоянии глубокой депрессии. В апреле 1921 года он заболевает, в мае его состояние резко ухудшается и 7 августа он скончался.
Ворона.
Есенин Сергей Александрович.
(1895–1925).
Русский поэт.
Есенин родился в Рязанской губернии в селе Константиново. Его родители были крестьяне. Учился он в Спас-Клепиковской школе и в Константиновском земском училище. Сергей Александрович рано начал писать стихи. Когда ему было 17 лет, он составил первый рукописный сборник своих стихов «Больные думы», в который вошло больше 30 стихотворений.
Русская деревня, природа родного края, устное народное творчество, русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование взглядов юного поэта, направляли его природный талант.
В 1916 году выходит первая книга стихов Есенина «Радуница». Имя поэта становится популярным. В 1918 году выходит его второй сборник стихов «Голубень». С 1918 по 1925 года Есенин много работает, выходит несколько сборников его стихов, кажется, что родник его таланта неиссякаем.
Трагично и внезапно в 30 лет прервалась его жизнь. Но пока живет земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”».
С добрым утром.
Берёза.
Черёмуха.
Пороша.
«Поёт зима – аукает…».
Жуковский Василий Андреевич.
(1783–1852).
Поэт, переводчик.
Жуковский родился в селе Мишенское Тульской губернии. Отец – Афанасий Иванович Бунин, мать – Сальха, турчанка по происхождению. В младенчестве будущий поэт был усыновлен Андреем Григорьевичем Жуковским.
Первоначальное образование мальчик получил в кругу семьи Буниных, где рос на правах воспитанника. В 1790 году Жуковский был отдан в частный пансион X. Ф. Роде, после закрытия которого мальчика определили в Главное народное училище (1792 год). Исключенный из училища «за неспособность», Жуковский продолжал обучение в тульском доме В. А. Юшковой (своей сводной сестры и крестной матери). Там, в атмосфере широких культурных интересов семьи Юшковых, Жуковский впервые приобщился к литературному творчеству, сочинял пьесы для постановок на домашней сцене.
В 1797 году юный поэт был определен в Благородный пансион при Московском университете, который он закончил в 1800 году одним из лучших учеников.
Яркой страницей его жизни было также участие в Отечественной войне 1812–1814 гг. В чине поручика Жуковский был зачислен в Московское народное ополчение и вместе со своим полком прошел всю военную кампанию 1812 г. – самый трудный и героический период войны с Наполеоном. В этом году было написано самое значительное произведение поэта, получившее широкое распространение в русской армии, – «Певец во стане русских воинов».
И.А. Крылов, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Н.И. Гнедич.
Дальнейший жизненный и творческий путь Жуковского связан с Петербургом. В 1815 году поэт согласился начать службу при царском дворе. Он помогал многим литераторам, артистам, художникам, пострадавшим от произвола власти. В их числе был и А. С. Пушкин.
В 1841 году, получив отставку, Жуковский переселился в Германию, где умер в 1852 году. Последнее десятилетие жизни он активно занимался переводческой деятельностью. Жуковский явился автором нескольких стихотворений, написанных им специально для самых маленьких детей, – «Жаворонок», «Птичка», «Котик и козлик», сказки «Мальчик с пальчик».
Жаворонок.
Кольцов Алексей Васильевич.
(1809–1842).
Поэт.
Его называли поэтом-самоучкой, потому что он не получил образования. Кольцову еще не было 12 лет, когда его отец, воронежский торговец скотом, взял его из второго класса уездного училища и сделал своим помощником в торговых делах. Случайно купленная на базаре книга стихов И. И. Дмитриева потрясла юношу: он страстно полюбил стихи и вскоре начал писать сам.
Прочитав в сборнике стихов А. Дельвига произведения, написанные на манер русских песен, он все больше начал склоняться к этому роду поэзии. В песнях Кольцова зазвучали голоса простых русских людей. Задушевно, то с тоской, то с радостью, поет пахарь, косарь, жница, поселянин, красна девица и молодец-удалец.
Трудно было приказчику, торгующему на базаре скотом, мечтать о поэзии и писать стихи. Быть может, и потерялся бы его поэтический талант в грубости торгашеского мира, если бы не счастливый случай. В 1830 году Кольцов по торговым делам оказался на заводе, принадлежавшем отцу Н. В. Станкевича – известного литератора и общественного деятеля.
Станкевич услышал стихи Кольцова и напечатал некоторые из них в «Литературной газете» и в журнале «Листок». Он познакомил Кольцова с известными писателями того времени. В 1835 году на средства, собранные по подписке, удалось издать сочинения А. В. Кольцова. Сборник его стихов имел успех и был одобрен А. С. Пушкиным, который незадолго до гибели пригласил Кольцова к себе. А в своем журнале «Современник» Пушкин напечатал стихотворение поэта «Урожай».
Несмотря на то, что талант Кольцова был признан всеми передовыми людьми того времени, жизнь его оставалась нелегкой. Деспотичный отец заставлял поэта заниматься нелюбимым делом – торговлей.
Вдали от писателей, без друзей, чужой среди родных, поэт чувствовал себя одиноким и несчастным. 29 октября 1842 года Кольцов умер от чахотки.
Косарь. (Отрывок).
Крылов Иван Андреевич.
(1769–1844).
Баснописец, прозаик, драматург, журналист.
Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье отставного капитана. Образование он получил скудное, но с детских лет в нем жила жажда знаний. Он много читал. Настойчивость и упорство принесли плоды: благодаря самообразованию будущий баснописец стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Рано лишившись отца, он вынужден был работать, чтобы прокормить мать и младшего брата.
Крылов долго искал свой путь в литературе, написал даже несколько трагедий и комедий.
Одним из крупнейших событий русской литературной жизни XIX века было появление в печати первых его басен. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко и мощно. В 1809 году выходит его первая книга басен. Всего Крылов написал более 200 басен, которые объединил в девять книг.
Иван Андреевич был одним из первых русских писателей, в произведениях которого впервые зазвучала подлинно народная речь. Благодаря связи языка Крылова с языковыми традициями русского народа, многие выражения из его басен стали крылатыми, превратились в пословицы и поговорки: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», «Слона-то я и не приметил», «А Васька слушает да ест» и др.
Басни Крылова стали книгой мудрости самого народа.
Мартышка и очки. (Басня).
Слон и Моська. (Басня).
Лермонтов Михаил Юрьевич.
(1814–1841).
Поэт, прозаик, драматург.
Сын армейского капитана Ю. П. Лермонтова и М. М. Лермонтовой, единственной наследницы состояния своей матери, принадлежавшей к влиятельному роду Столыпиных. После ранней смерти матери (1817 год) ребенка взяла к себе бабушка Е. А. Арсеньева, устранив от воспитания отца. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы Пензенской губернии. Он получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. В 1827 году семья переезжает в Москву, и осенью 1828 года Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского университетского Благородного пансиона, одного из лучших учебных заведений России.
Уже в Тарханах определился острый интерес мальчика к литературе и поэтическому творчеству. Он много читает. В ранних стихах Лермонтова еще есть следы подражания А. Пушкину, Дж. Байрону. Шестнадцатилетний Лермонтов считает Байрона особенно близким себе поэтом, изучая не только его творчество, но и его жизнь.
В 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет, но в 1832 году оставляет его, не удовлетворенный преподаванием в этом учебном заведении. По совету родных в 1832 году он сдал экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
В 1835 году, окончив Школу, Лермонтов начал службу в звании корнета в лейб-гвардии гусарском полку. В этом году в печати появляется его поэма «Хаджи-Абрек», драма «Маскарад» и др.
В 1837 году, потрясенный гибелью Пушкина, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть Поэта». При дворе оно было воспринято как призыв к свержению власти царя. Автора арестовали, и началось политическое дело о «непозволительных стихах».
В марте 1837 года Лермонтов был сослан на Кавказ. Это была его первая ссылка и самое трудное для него испытание. Он познакомился с народной жизнью, увидел быт казачьих станиц, русских солдат, многочисленных народностей Кавказа. В 1837 году поэт записывает народную сказку «Ашик-Кериб».
Кавказская ссылка Лермонтова была сокращена хлопотами бабушки и влиятельных знакомых. В январе 1838 года он возвращается в Петербург. 1838–1841 годы были годами его литературной славы. На Лермонтова смотрят как на поэтического наследника и защитника имени А. С. Пушкина. В эти годы Лермонтов много работает. Он создает одно из самых блестящих своих творений – роман «Герой нашего времени» (1838–1840).
В марте 1840 года за дуэль с сыном французского посла Лермонтов был отправлен в действующую армию на Кавказ. В начале февраля 1841 года, получив двухмесячный отпуск, он приезжает в Петербург, где его представляют к награде за храбрость, но царь Николай I отклоняет представление. Поэт мечтает уйти в отставку, но 14 апреля 1841 года, не получив отсрочки, возвращается на Кавказ.
В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, среди которых был его товарищ по школе юнкеров Н. С. Мартынов. На одном из дружеских вечеров шутка Лермонтова задела Мартынова, человека неумного и самолюбивого, и ссора повлекла за собой вызов на дуэль. Лермонтов принял его, твердо решив не стрелять в товарища. Поэт был убит 15 июля 1841 года.
Осень.
Бородино.
Парус.
Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович.
1852–1912.
(Настоящая фамилия Мамин).
Русский писатель.
Мамин родился в небольшом заводском посёлке в Пермской губернии, где его отец был священником и преподавал в местной школе. В доме Маминых была прекрасная большая библиотека, и по вечерам там собирались любители чтения. Первым учителем Дмитрия оказался отец, а потом мальчика отдали в школу. После её окончания он поступил в Екатеринбургское духовное училище, а потом был принят в Пермскую духовную семинарию. Мамина не очень тянуло к духовному образованию, но в то время дети священников должны были продолжать профессию своих родителей.
В семинарии Дмитрий проучился два года, но священником стать так и не захотел и решил стать юристом. Он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Ещё учась в университете Мамин начинает писать рассказы, а вернувшись в родной город (после смерти отца он вынужден был прервать учёбу, поскольку семья осталась без средств к существованию) он вплотную занялся литературной работой и опубликовал свои первые рассказы под псевдонимом Мамин-Сибиряк. Кроме рассказов он писал сказки. Дочь писателя, Алёнушка, была тяжело больна и отцу приходилось много времени проводить у её кровати, развлекая девочку. Так появились сказки, позже объединённые в сборник «Алёнушкины сказки», который до наших дней входит в число любимых детских книг.
Кроме того Мамин-Сибиряк писал для детей рассказы о природе, практически став зачинателем этого жанра в русской литературе.
Серая Шейка.
Серая Шейка – маленькая уточка. У неё было переломлено крыло ещё весной, когда подкралась к выводку Лиса и схватила утёнка. Старая Утка смело бросилась на врага и отбила утёнка; но одно крылышко оказалось сломанным. Серая Шейка не могла осенью лететь на юг со всеми остальными птицами.
1.
Старая Утка ввиду близившейся разлуки относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедняжка ещё не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка. Правда, ей иногда делалось завидно, что её братья и сёстры так весело собираются к отлёту, что они будут опять где-то там, далеко-далеко, где не бывает зимы.
– Ведь вы весной вернётесь? – спрашивала Серая Шейка у матери.
– Да, да, вернёмся, моя дорогая… И опять будем жить все вместе…
Старой Утке нужно было собрать все силы, чтобы не выдать своего отчаяния. Она старалась казаться весёлой и плакала потихоньку от всех. Ах, как ей жаль милой, бедненькой Серой Шейки… Других детей она теперь почти не замечала и не обращала на них внимания, и ей казалось, что она даже совсем их не любит.
А как быстро летело время… Был уже целый ряд холодных утренников, и от инея пожелтели берёзки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше, потому что берега оголели… Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми осенними облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелётной птицы… Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота уже начали замерзать. Дольше всех оставались водоплавающие. Серую Шейку больше всего огорчал перелёт журавлей, потому что они так жалобно курлыкали, точно звали её с собой…
«Как им, должно быть, хорошо», – думала Серая Шейка.
Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлёту. Отдельные гнёзда соединялись в большие стаи. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро эта молодёжь с весёлым криком делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далёкого перелёта. Умные вожаки сначала обучали отдельные партии, а потом всех вместе… Сколько было крика, молодого веселья и радости…
Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла. Вода для неё составляла всё.
– Нужно отправляться… пора! – говорили старики вожаки. – Что нам здесь ждать?
А время летело, быстро летело… Наступил и роковой день. Вся стая сбилась в одну живую кучу на реке. Это было ранним осенним утром, когда вода ещё была покрыта густым туманом. Утиный косяк сбился из трёхсот штук. Слышно было только кряканье главных вожаков. Старая Утка не спала́ всю ночь – это была последняя ночь, которую она проводила вместе с Серой Шейкой.
– Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, – советовала она. – Там вода не замёрзнет целую зиму…
Серая Шейка держалась в стороне от косяка, как чужая… Да, все были так заняты общим отлётом, что на неё никто не обращал внимания. У Старой Утки изболелось всё сердце, глядя на бедную Серую Шейку. Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети и нужно лететь вместе с косяком?..
– Ну, трогай! – громко скомандовал главный вожак, и стая поднялась разом вверх.
Серая Шейка осталась на реке одна и долго провожала глазами улетевший косяк. Сначала все летели одной живой кучей, а потом вытянулись в правильный треугольник и скрылись…
2.
Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое, и никакого жилья кругом. По утрам вода у берегов начинала замерзать, а днём тонкий, как стекло, лёд таял.
«Неужели вся река замёрзнет?» – думала Серая Шейка с ужасом…
Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу, где посвистывали рябчики, прыгали белки и зайцы. Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и страшно перепугалась, когда из-под куста кубарем вылетел Заяц.
– Ах, как ты меня напугала, глупая! – проговорил Заяц, немного успокоившись. – Душа в пятки ушла… И зачем ты толчёшься здесь? Ведь все утки давно улетели…
– Я не могу лететь: Лиса мне крылышко перекусила, когда я ещё была совсем маленькой…
– Уж эта мне Лиса! Нет хуже зверя… Она и до меня давно добирается… Ты берегись её, особенно когда река покроется льдом. Как раз сцапает…
Они познакомились. Заяц был такой же беззащитный, как и Серая Шейка, и спасал свою жизнь постоянным бегством.
– Если бы мне крылья, как птице, так я бы, кажется, никого на свете не боялся!.. У тебя вот хоть и крыльев нет, так зато ты плавать умеешь, а не то возьмёшь и нырнёшь в воду, – говорил он. – А я постоянно дрожу со страху… У меня – кругом враги. Летом ещё можно спрятаться куда-нибудь, а зимой всё видно.
3.
Скоро выпал и первый снег, а река всё ещё не поддавалась холоду. Борьба шла не на жизнь, а на смерть. Всего опаснее были ясные, звёздные ночи, когда всё затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать её льдом, сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звёздная ночь. Тихо стоял тёмный лес на берегу, точно стража из великанов… Бурлившая днём горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко обнял гордую непокорную красавицу и точно прикрыл её зеркальным стеклом. Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замёрзла самая середина реки, где образовалась широкая полынья́[7]. Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен. Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса, – это была та самая Лиса, которая переломила ей крыло.
– А, старая знакомая, здравствуй! – ласково проговорила Лиса, останавливаясь на берегу. – Давненько мы не видались… Поздравляю с зимой.
– Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать, – ответила Серая Шейка.
– Это за мою-то ласку! Хороша же ты, нечего сказать!.. А впрочем, про меня лишнего много говорят. Сами наделают что-нибудь, а потом на меня и свалят… Пока – до свиданья!
Когда Лиса убралась, приковылял Заяц и сказал:
– Берегись, Серая Шейка: она опять придёт.
4.
И Серая Шейка тоже начала бояться, как боялся Заяц. Бедная даже не могла любоваться творившимися кругом неё чудесами. Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались ещё важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу. Да, чу́дно, хорошо было кругом; а бедная Серая Шейка знала только одно: что эта красота не для неё, и трепетала при одной мысли, что её полынья вот-вот замёрзнет и ей некуда будет деться. Лиса действительно пришла через несколько дней, села на берегу и опять заговорила:
– Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спеси́ва…
И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки за́мерло сердце. Но Лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лёд был ещё очень тонок. Она положила голову на передние лапки, облизнулась и проговорила:
– Какая ты глупая, уточка… Вылезай на лёд! А впрочем, до свиданья! Я тороплюсь по своим делам…
Лиса начала приходить каждый день – проведать, не застыла ли полынья. Наступившие морозы делали своё дело. От большой полыньи оставалось всего одно окно в сажень величиной. Лёд был крепкий, и Лиса садилась на самом краю. Бедная Серая Шейка со страху ныряла в воду, а Лиса сидела и зло посмеивалась над ней:
– Ничего, ныряй, а я тебя всё равно съем… Выходи лучше сама.
Заяц видел с берега, что проделывает Лиса, и возмущался всем своим заячьим сердцем:
– Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест её Лиса…
5.
По всей вероятности, Лиса и съела бы Серую Шейку, когда полынья замёрзла бы совсем, но случилось иначе. Заяц всё видел своими собственными косыми глазами.
Дело было утром. Заяц выскочил из своего логовища покормиться и поиграть с другими зайцами. Мороз был здоровый, зайцы грелись, поколачивая лапку о лапку. Хотя и холодно, а всё-таки весело.
– Братцы, берегитесь! – крикнул кто-то.
Действительно, опасность была на носу. На опушке леса стоял сгорбленный старичок охотник, который подкрался на лыжах совершенно неспешно и высматривал, которого бы зайца застрелить.
«Эх, тёплая старухе шуба будет», – соображал он, выбирая самого крупного зайца.
Он даже прицелился из ружья, но зайцы его заметили и кинулись в лес, как сумасшедшие.
– Ах, лукавцы! – рассердился старичок. – Вот ужо я вас… Того не понимают, глупые, что нельзя старухе без шубы. Не мёрзнуть же ей… А Акинтича не обманете, сколько ни бегайте. Акинтич-то похитрее будет… А старуха Акинтичу вот как наказывала: «Ты смотри, старик, без шубы не приходи». А вы сигать.
Старичок пустился разыскивать зайцев по следам, но зайцы рассыпались по лесу, как горох. Старичок порядком измучился, обругал лукавых зайцев и присел на берегу реки отдохнуть.
– Эх, старуха, старуха, убежала наша шуба! – думал он вслух. – Ну, вот отдохну и пойду искать другую…
6.
Сидит старичок, горюет, а тут, глядь, Лиса по реке ползёт, – так и ползёт, точно кошка.
– Ге, ге, вот так штука! – обрадовался старичок. – К старухиной-то шубе и воротник сам ползёт… Видно, пить захотела, а то, может, и рыбки вздумала половить.
Лиса действительно подползла к самой полынье, в которой плавала Серая Шейка, и улеглась на льду. Стариковские глаза видели плохо и из-за Лисы не замечали утки.
«Надо так её застрелить, чтобы воротника не испортить, – соображал старик, прицеливаясь в Лису. – А то вот как старуха будет браниться, если воротник-то в дырьях окажется…».
Старичок долго прицеливался… наконец грянул выстрел. Сквозь дым от выстрела охотник увидел, как что-то метнулось по льду – и со всех ног кинулся к полынье; по дороге он два раза упал, а когда добежал до полыньи, то только развёл руками, – воротника как не бывало, а в полынье плавала одна перепуганная Серая Шейка.
– Вот так штука! – ахнул старичок, разводя руками. – В первый раз вижу, как лиса в утку обратилась. Ну и хитёр же зверь.
– Дедушка, Лиса убежала, – объяснила Серая Шейка.
– Убежала? Вот тебе, старуха, и воротник к шубе… Что же я теперь буду делать, а? Ну и грех вышел… А ты, глупая, зачем тут плаваешь?
– А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко попорчено…
– Ах, глупая, глупая… Да ведь ты замёрзнешь тут или Лиса тебя съест! Да…
Старичок подумал-подумал, покачал головой и решил:
– А мы вот с тобой что сделаем: я тебя внучка́м отнесу. Вот-то обрадуются… А весной ты старухе яичек нанесёшь да утяток выведешь. Так я говорю? Вот то-то, глупая…
Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху.
«А старухе я ничего не скажу, – соображал он, направляясь домой. – Пусть её шуба с воротником вместе ещё погуляют в лесу. Главное: внучки вот как обрадуются…».
Зайцы всё это видели и весело смеялись. Ничего, старуха и без шубы на печке не замёрзнет.
Маяковский Владимир Владимирович.
1893–1930.
Советский поэт.
Будущий поэт родился на Кавказе в семье лесничего. Его отец рано умер от заражения крови, и после его смерти семья перебралась в Москву в надежде наладить своё материальное положение.
Писать стихи Маяковский начал в тюрьме, куда попал за участие в подпольной работе. Выйдя из тюрьмы Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, хотя художественное творчество его мало интересовало. Но училище было единственным листом обучения, где от учащихся не требовали справок о благонадёжности. В училище он продолжает писать стихи, упорно выискивая новые поэтические формы, поскольку та поэзия, которую он читал, не отражала той жизни, которой он жил.
Уже в ранних стихах Маяковского появляются черты лирического героя, который напряжённо и мучительно стремится к самопознанию. Он строит свои стихи очень необычно, используя характерное качество гротеска – сочетание правдоподобности и фантастики, а также разбивая их по интонации. Самым знаменитым его произведением в дореволюционном периоде творчества становится поэма «Облако в штанах». В этом лирическом произведении с ярким, бунтарским характером Маяковский осознаёт себя певцом человечества, поднимающегося на борьбу с угнетающим его строем.
Октябрьская революция, которую поэт восторженно приветствовал определила характер его послереволюционной лирики. Он пишет стихи, прославляющие строительство нового социалистического общества и идеального человека, творца этого нового строя.
Маяковский много ездит по стране и за рубежом, много пишет стихов и пьес, персонажи из которых вошли в галерею лучших сатирических образов. «Жизнь прекрасна и удивительна» – таков лейтмотив послеоктябрьского периода творчества Маяковского. Но при этом он ведёт беспощадную войну с мещанством и бюрократией, мешающим строительству этой новой жизни.
Личная судьба Маяковского трагична: нарастающий в его душе конфликт с окружающим миром и личная неустроенность привели его к трагическому концу: в 1930 г. он застрелился.
История Власа – лентяя и лоботряса. (В сокращении).
Некрасов Николай Алексеевич.
(1821–1878).
Поэт, прозаик, критик, издатель.
Детские годы Некрасова прошли на Волге, в селе Грешнево Ярославской губернии. Отец его был помещиком, человеком грубым, угнетавшим не только крестьян, но и свою семью. Зато мать мальчика была любящей и доброй женщиной, которая бесстрашно заступалась за крестьян. Некрасов часто и с любовью воскрешал в своих стихах образ матери. Именно из Грешнева Некрасов-поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию.
Когда ему исполнилось 10 лет, его отдали в Ярославскую гимназию, из которой он ушел после пятого класса, так как отец отказался платить за обучение. В 17 лет Некрасов поехал в Петербург, чтобы поступить в университет. Но отец хотел, чтобы сын стал военным, поэтому оставил его без материальной поддержки.
Чтобы не умереть с голоду, талантливый юноша начал писать стихи и рассказы по заказу столичных книготорговцев. В Петербурге Некрасов сблизился с критиком В. Г. Белинским, который оказал на молодого поэта огромное влияние.
В 1847 году писатель И. И. Панаев вместе с Некрасовым приобрели журнал «Современник», основанный А. С. Пушкиным. В эти годы расцветает редакторский талант Некрасова, сумевшего объединить вокруг журнала лучших литераторов 40–60-х годов. Однако в 1866 году правительство запретило издательство журнала.
Спустя полтора года Некрасов арендует журнал «Отечественные записки» и с 1868 года до самой смерти остается его редактором.
Первый сборник «Коробейники» (1856 год) принес поэту известность, выпущенная в этом же году книга «Крестьянские дети» закрепила успех и подтвердила самобытный яркий талант великого поэта. После этого выйдет еще много произведений Некрасова, воспевающего жизнь и характер своего народа.
«Как молоком облитые…».
Мужичок с ноготок.
«Славная осень! Здоровый, ядрёный…».
(Из стихотворения «Железная дорога»).
«Не ветер бушует над бором…».
(Из поэмы «Мороз, Красный Нос»).
Дедушка Мазай и зайцы.
1.
2.
Пушкин Александр Сергеевич.
(1799–1837).
Поэт, прозаик, драматург, критик.
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина, принадлежавшего к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии.
Пушкин, как и все дворянские дети того времени, получил домашнее образование у гувернеров и учителей-французов.
Но русские народные сказки, былины, предания, звучавшие из уст его няни Арины Родионовны, раскрыли перед будущим поэтом красоту и величие русского языка, пробудив в нем любовь к русскому народу.
В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей. Время учебы в Царском Селе совпало со знаменательным событием в истории России – победой в Отечественной войне 1812 года, поэтому стихи Пушкина этого периода проникнуты патриотическим духом, любовью к России и ее народу.
Самым значительным стихотворением этого времени было «Воспоминания в Царском Селе», которое Пушкин прочитал на выпускном экзамене в Лицее в 1815 году. Имя поэта стало известно за пределами Лицея.
После окончания учебы, живя в Петербурге, Пушкин завершает свое первое крупное произведение – поэму-сказку «Руслан и Людмила», в которой он обращается к истории русского народа и широко использует старинные русские сказания.
За вольнолюбивые стихи и эпиграммы на царя в 1820 году Пушкин был выслан из Петербурга на юг. В ссылке на Кавказе, в Крыму, Молдавии и Одессе поэт пробыл 4 года. На юге он начал писать роман в стихах «Евгений Онегин», который закончил в 1830 году. Этот год творческой жизни поэта вошел в историю под названием «Болдинская осень». Пушкин пробыл в имении Болдино три месяца, которые считаются вершиной творчества великого поэта. В 1830 году он создал пять прозаических произведений под общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В 30-е годы Пушкин все чаще обращается к прозе. Царь и его окружение ненавидели «певца свободы» и поэтому расправились с поэтом рукой чужеземца Ж. Дантеса. 27 января 1837 года между ним и Пушкиным состоялась дуэль. Поэт защищал честь жены, своей семьи и был тяжело ранен.
Через два дня Пушкина не стало.
Сказка о рыбаке и рыбке.
«Уж небо осенью дышало…».
(Из романа «Евгений Онегин»).
Зимняя дорога.
«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…».
«Гонимы вешними лучами…».
«У лукоморья дуб зелёный…».
Сказка о попе и работнике его Балде.
Зимний вечер.
Сказка о золотом петушке.
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.
Полтавский бой.
Толстой Лев Николаевич.
(1828–1910).
Прозаик, драматург, критик, общественный деятель.
Толстой родился в 1828 году в родовом имении Ясная Поляна в семье графа. Мальчик рано лишился родителей. В возрасте 13 лет он переехал в Казань, к одной из сестер отца, где прожил шесть лет.
В 1844 году будущий писатель поступил в Казанский университет, но, пробыв там три года, оставил учебу и уехал домой в Ясную Поляну.
Писательская деятельность Толстого началась в 1850 году в Москве, где он начал писать автобиографическую трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность». Работа над этими романами длилась шесть лет.
В творчестве Толстого большое место уделялось событиям, очевидцем и участником которых он был. Лев Николаевич поступил в действующую армию, был сначала юнкером, затем получил младший офицерский чин. События Кавказской войны легли в основу его повести «Казаки» (1863).
Когда началась Кавказская война, Толстой перевелся с Кавказа сначала в Дунайскую армию, а затем в Севастополь. Мужество и героизм защитников города писатель обессмертил в «Севастопольских рассказах».
В 1856 году Толстой снова возвращается в Ясную Поляну, где очень много работает. Семь лет напряженного сосредоточенного труда он посвятил созданию романа-эпопеи «Война и мир» (1863–1869). Пять лет Толстой трудился над романом «Анна Каренина» (1873–1877). В 1899 году писатель закончил роман «Воскресенье», над которым работал около десяти лет.
В последнее десятилетие жизни он занимался, как всегда, напряженным творческим трудом: писатель создает одну из своих лучших пьес «Живой труп».
Л. Н. Толстой – гениальный художник слова, поэтому известие о смерти великого писателя вызвало чувство скорби у миллионов его читателей.
Булька.
У меня была мордашка. Звали её Булькой. Она была вся чёрная, только кончики передних лап были белые.
У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние, но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперёд, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами… Булька был смирный и не кусался, был очень силён и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещи, нельзя никак оторвать.
Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку, но Булька до тех пор на нём держался, пока его не облили холодной водой.
Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и уехал от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться на другую лошадь, как вдруг увидел, что по дороге катится что-то чёрное и блестящее. Это был Булька в своем медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюну, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевая дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.
Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо по моему следу поскакал по дороге и проскакал так верст 20 в самый жар.
Отец и сыновья. (Басня).
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
– Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.
Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.
Лгун. (Басня).
Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:
– Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:
– Сюда, сюда скорей, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.
Два товарища. (Басня).
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Детство.
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.
Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая – лицо её не больше пуговки; но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть её такой крошечной. Я прищуриваю глаза ещё больше, и она делается не больше тех мальчиков, которые бывают в зрачках; но я шевельнулся – и очарование разрушилось; я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно.
Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресле.
– Ты опять заснёшь, Николенька, – говорит мне maman, – ты бы лучше шёл наверх.
– Я не хочу спать, мамаша, – ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам.
Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной; maman сказала, что она сама разбудит меня; это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос:
– Вставай, моя душечка, пора итти спать.
Ничьи равнодушные взоры не стесняют её; она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку.
– Вставай же, мой ангел.
Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо и полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня; она трогает меня; я слышу её запах и голос. Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди и задыхаясь сказать:
– Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!
Она улыбается своей грустной очаровательной улыбкой, берёт обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладёт к себе на колени.
– Так ты меня очень любишь? – Она молчит с минуту, потом говорит: – Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька?
Она ещё нежнее целует меня.
– Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя, – вскрикиваю я, целуя её колени, и слёзы ручьями льются из моих глаз, – слёзы любви и восторга.
После этого, как бывало, придёшь наверх и станешь перед иконами, в своём ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и к Богу как-то странно сливались в одно чувство.
После молитвы завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, – но о чём они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи – единственном человеке, которого я знал несчастливым, – и так жалко станет, так полюбишь его, что слёзы потекут из глаз, и думаешь: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать». Потом любимую фарфоровую игрушку – зайчика или собачку – уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом.
Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни?
Где те горячие молитвы? Где лучший дар – те чистые слёзы умиления? Прилетал ангел-утешитель, с улыбкой утирал слёзы эти и навевал сладкие грёзы неиспорченному детскому воображению.
Неужели жизнь оставила такие тяжёлые следы в моём сердце, что навеки отошли от меня слёзы и восторги эти? Неужели остались одни воспоминания?
(Глава из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»).
Прыжок.
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.
Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему или плакать.
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.
– Так не уйдёшь же ты от меня! – закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его и полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.
Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и вступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.
Стоило ему только оступиться – и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если бы даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.
Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек. Но увидел сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и закричал:
– В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!
Мальчик шатался, но не понимал.
– Прыгай или застрелю!..
Раз, два… и как только отец крикнул: «три» – мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.
Точно пушечное ядро, шлёпнулось тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов прыгнули с корабля в море. Секунд через сорок – они долги показались всем – вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.
Когда капитан увидел это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видел, как он плачет.
Тургенев Иван Сергеевич.
1818–1883.
Русский писатель.
Родился в Орле в 1818 году в имении Спасское-Лутовиново. Будущему писателю ещё не исполнилось и пятнадцати лет, когда он поступил в Московский университет. Но проучившись недолгое время, перевёлся на философское отделение Петербургского университета. После окончания учёбы уехал в Германию, где продолжил своё образование. Вернувшись из-за границы в 1842 году Тургенев начинает свою литературную деятельность. Журналы охотно печатают его рассказы, а в 1852 году отдельной книгой выходят «Записки охотника», которые могут быть названы художественной летописью русской народной жизни. В этом произведении, как и в последующих своих повестях, романах и рассказах Тургенев с глубокой симпатией изображает простых крестьян, которые даже в условиях крепостного гнёта и нищеты сохраняли человеческое достоинство. Одним из таких произведений является повесть «Муму», написанная Тургеневым в 1852 году. Рассказывая в ней о трагической судьбе глухонемого дворянина Герасима, Тургенев протестовал против жестокой тирании помещиков.
Последние годы жизни Тургенев жил за границей, но продолжал писать, к нему постепенно пришла мировая известность. Обнаружившаяся у него неизлечимая болезнь – опухоль позвоночника – приносила ему невыносимые страдания, но он продолжал литературное творчество, пока в 1883 году не умер в Париже. Тело его привезли в Россию и похоронили в Петербурге.
Воробей.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.
Тютчев Федор Иванович.
(1803–1873).
Поэт.
Тютчев рано обнаружил необыкновенное дарование и способности к учению. Он получил хорошее домашнее образование, которым руководил поэт-переводчик С. Е. Раич, знаток классической древности и итальянской литературы.
Под влиянием учителя уже в 12 лет будущий поэт успешно переводил Горация.
В 1819 году он поступил на словесное отделение Московского университета, которое закончил в 1821 году.
Тютчев получил должность чиновника русской дипломатической миссии в Баварии, а в 1822 году отправляется в Мюнхен, где живет и работает 22 года.
Все это время он переводит стихи многих европейских поэтов, а также пишет свои, публикуя их в журнале «Современник».
В 1844 году Тютчев возвращается на родину. В конце 40-х годов начинается новый подъем его лирического творчества: выходит сборник с 92-мя стихотворениями поэта. В одной из статей великий писатель И. С. Тургенев написал, что Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть». В 1868 году выходит второй сборник стихов Тютчева.
В конце 1872 года здоровье поэта резко ухудшилось, и через несколько месяцев Тютчева не стало.
«Зима недаром злится…».
Весенние воды.
Весенняя гроза.
«Есть в осени первоначальной…».
Фет Афанасий Афанасьевич.
(Настоящая фамилия Шеншин).
(1820–1892).
Поэт, прозаик, публицист, переводчик.
Мать поэта, Каролина Шарлотта Фет, в 1820 году уехала из Германии с русским дворянином, отставным ротмистром А. Н. Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил.
С 1838 по 1844 года Фет учится на словесном отделении филологического факультета Московского университета. Еще в юношеском возрасте Афанасий Афанасьевич начал писать стихи.
В 1840 году выходит первый сборник «Лирический пантеон», а с 1842 года стихи Фета регулярно появляются на страницах журналов.
С 1845 по 1858 года он находится на военной службе. В этот период выходят еще два сборника его стихов. В 1860 году поэт приобретает земельный участок и становится помещиком. Он занимается благотворительной деятельностью: помогает близким, хлопочет об устройстве больницы, «делает много добра соседским крестьянам». Все это время Фет пишет стихи, занимается переводами.
Его поэзию отличают музыкальность, разнообразие ритмов и звуков, поэтому она послужила прекрасным материалом для романсов многих русских композиторов: Чайковского, Рахманинова и др.
До конца своих дней Фет плодотворно работал и писал прекрасные стихи, которые и в наши дни находят множество почитателей.
«Ласточки пропали…».
Примечания.
1.
Мо́лонья – просторечная форма слова молния.
2.
Реду́т – полевое укрепление, обнесённое валом.
3.
Добраться до картечи – начать обстреливать врага картечью – артиллерийскими снарядами.
4.
Лафе́т – станок, на котором укрепляется пушка.
5.
Бива́к – стоянка войск в поле для ночлега или отдыха.
6.
Ки́вер – старинный высокий головной убор у военных.
7.
Полынья́ – незамёрзшее место среди скованной льдом реки.
8.
Вода понимает – вода заливает во время весеннего разлива рек.
9.
Вене́ция – город в Италии; расположен на небольших островах; в городе вместо улиц много каналов.
10.
То́рная – проторённая, гладкая, ровная.
11.
В кураже́ – расхрабрившись.
12.
Удо́д – птица с пёстрым опереньем, веерообразным хохолком и длинным изогнутым клювом.
13.
Сыч – ночная птица из семейства совиных.
14.
Пуделя́ть – стрелять мимо цели, делать при стрельбе промахи.
15.
Ги́нут – гибнут.
16.
Зипу́н – крестьянская одежда из грубого сукна.
17.
Не́вод – большая рыболовная сеть.
18.
Ста́рче – старик.
19.
Коры́сть – выгода.
20.
Светёлка – в старинных домах небольшая светлая комната.
21.
Воро́ты – так говорили в старину. Теперь говорят – воротами.
22.
Столбова́я дворя́нка – дворянка из старинного рода.
23.
Душегре́йка – тёплая короткая кофта без рукавов.
24.
Ки́чка – старинный женский головной убор.
25.
Чупру́н – чуб, хохол.
26.
Белены́ объе́лась – сошла с ума, обезумела.
27.
Ца́рские пала́ты – царский дворец.
28.
Боя́ре – богатые знатные люди, которые служили царю.
29.
Пря́ник печа́тный – пряник с отпечатанными рисунками или буквами.
30.
О́чи – глаза.
31.
Быть на посы́лках – находиться в полном подчинении у кого-нибудь.
32.
Пере́чить – говорить наперекор.
33.
Вёрсты полосаты. – В старину вдоль проезжих дорог для измерения расстояния ставили столбы – вёрсты, окрашенные белыми и чёрными полосами.
34.
Лукомо́рье – морской залив, бухта.
35.
Ви́тязь – в Древней Руси отважный, доблестный воин.
36.
Чредо́й – один за другим, по очереди.
37.
Пленяет – здесь: берёт в плен.
38.
По́лба – один из видов пшеницы; из полбы варили полбенную кашу.
39.
Обро́к – при крепостном праве: налог, принудительный сбор с крестьян, взимавшийся помещиком.
40.
Пло́тите – устаревшая форма глагола плати́ть; современная литературная форма – пла́тите.
41.
Супоста́т – противник, недруг.
42.
Няня А.С. Пушкина – Арина Родионовна.
43.
Сыны любимые победы. – Так Пушкин называет шведов, которые до Полтавской битвы одержали ряд побед над войсками разных государств.
44.
Ро́зен, Шлипенба́х – шведские генералы.
45.
В прахе боевом – в пыли, в дыму сражения.
46.
Борозда́ – канавка в поле, сделанная плугом.
47.
Лазу́рь – синева.