О молодёжи, семье и психологии.

Комментарии читателей:

2009–02–20 17:40Солохин Максим:

По личному опыту знаю, как тяжело воспринимает современный человек, даже называющий себя православным, идею влияния на него лично со стороны каких-то «темных сил».

Мы будто и не читали Священного Писания, где об этом влиянии говорится прямо и откровенно. «Всякий делающий грех есть раб греха» — это не просто метафора. «Наша борьба не против плоти и крови, но против миродержителей тьмы века сего — духов злобы поднебесных».

Между тем современная психология уже более века занимается изучением этого влияния, совершенно не отдавая себе отчета в том, что же она на самом деле изучает. Психологи исходят из ложной предпосылки, что любые мысли, приходящие на на ум, приходят откуда-то из глубинных слоев психики, называемый в разных школах по-разному, «подсознанием» или «бессознательным». Ученым — материалистам и в голову не приходит, что под маской «подсознания» часто действует в душе человека сторонняя сила.

Кто заинтересовался психологией обсуждаемого вопроса, предлагаю почитать работу «Фрейд и Православие» на страничке http://www.pereplet.ru/avtori/solohin.html.

2009–02–20 17:40Porutchyk:

Я согласен, что в целом игры должны проходить некую экспертизу и как и алкогольные напитки и табак, иметь соответствующее запрещение для людей моложе такого то возраста. Особенно это жестокие игры, ну и эротические. (и про проблему внушаемости и зародыша агрессии в душах детей я знаю и совершенно с эти согласен.

Так мало этого! Через те же игры нас, например, всё время стараются убедить что Великую Отечественную войну выиграли американцы а не русские. Американцы вообще обнаглели, по человечески говоря… Меня то что убеждать — я с детства историей увлекаюсь и знаю — это есть кто в истории.

А вот у моих племянников мозги уже свёрнуты и современными играми и антироссийскими учебниками истории от фонда Сороса. Вообще — конечно — это нонсенс — когда министерство образования России рекомендует учебники по истории антироссийской направленности. По моему такое может произойти только у нас. Теперь над детьми проводят эксперименты с тестами, а ведь это по сути та же компьютерная игра а не серьёзный экзамен… Куда Президент страны смотрит *_*

Ведь советская и старая русская система образования всегда славилась. Ужас! Превратить экзамен в русской школе в эдакий преферанс — такое могло придти в голову только или больному человеку или недалёкому человеку или как специальный вред…, запланированный с далёким прицелом.

Но почему то в этой статье, в этой беседе всё упирается в игры.

Вообще то кроме игр есть много чего. И много о чём есть поговорить. Сам компьютер, локальные сети, интернет, сетевые пейджеры для общения, форумы, чаты, комментарии. Кстати, вот я и пишу сейчас именно комментарий к опубликованной беседе.

Пользы от них больше или вреда?

Лично по мне — так вот мне самому больше пользы, на мой субъективный взгляд. Хотя со стороны виднее — возможно что кому то так не кажется.

Например, у меня всегда была проблема найти друзей по интересам.

Я интересуюсь многими вещами — политикой, художественной литературой, философией, историей, фотографией, русским и европейским кино (американское не люблю) и т. д. Бегать по городу с табличкой — мол ищу собеседника на такую то тему — абсурд… С родственниками и коллегами на многие интересующие меня темы тоже не пообщаешься. Клубное дело у нас в России как то пока не развито. Нет, ночных то клубов сколько угодно, но мне это абсолютно неинтересно уже давно. Я вышел из дискотечного возраста. (30 с хвостиком) Да и слабо себе представляю реальное общение в ночном клубе под рёв громкой музыки:)) Этот этап у меня закончился ещё до армии — в лет 18. Да и тогда то я особо не был любителем бегать каждую субботу по дискотекам.

В общем — мне, взрослому человеку, купившему в дом компьютер в 32 года–5 с половиной лет назад, больше от компьютера пользы, как мне кажется.

Мне приятно, что можно общаться с разными людьми со всего мира, что интернет снимает понятие «географическая граница». Что можно задать вопрос людям вечером, а на следующий день придти после работы и прочитать ответы на свой вопрос на тех или иных форумах. Один ответивший будет с Благовещенска, другой — с Анадыря а третий — русский эмигрант во втором поколении из Флориды. Это здорово. Ведь в реальной жизни мы могли бы некогда не встретиться и уж тем более не подискутировать и пообщаться. И уж тем более — не обменяться фотографиями, музыкой.

Что касается детей, то на мой взгляд, живые человеческие игры, общение с сверстниками в 3–5–6–7–10–12 лет, гораздо важнее для становления личности, для созревания души, для восприятия окружающего мира, нежели компьютеры. Я помню со своего детства и юности лапту, выбивалки, волейбол, футбол, хоккей, обжималки с девчушками в школе и в парке. О — как я мечтал о настоящей клюшке…пока мне её не купили! А потом и своя собственная щайба была! А как ребёнок научится общаться, сидя за компьютером всё детство?!! Как он познает что такое цивилизованная дискуссия, что такое — деликатность, что такое — вежливость, что такое — ухаживание за девочкой (уже в 4–5–6–7.. лет — говорю по своему детству).

Компьютер в жизни ребёнка до лет 12 должен занимать не больше места, чем линейка, простой карандаш и стиральная резинка и транспортир, вместе взятые.

Я лично своим пацанам именно в 12 лет компьютер и купил отдельный недавно.

И поэтому он им не поломал обычного спортивно подвижного ихнего образа жизни, так как они уже к тому времени были достаточно сформировавшиеся. «Корень» и задатки уже были у обоих, и спортом оба занимались на тот момент. А вот у меня есть среди многочисленной родни двоюродная племяшка 6 лет, которую родители чуть ли не с 1.5 лет сажают за компьютер.

Игры там детские опять же незатейливые и прочее — всякие запоминалки, тренинги в форме игр и прочее.

Хм — мне кажется что хоть девушка и развитая, но всё таки это перебор — с 1.5–2 лет….

А вы как думаете?

2009–02–20 17:40Худяков Юрий Сергеевич:

Здравствуйте. С интересом прочитал статью, взахлёб. Вообще, так читается только тогда, когда это является откликом на собственные, не раз обдуманные мысли. Можно даже сказать, что верные мысли отличаются всеобщностью. Они приходят разным людям в разные времена и имеют одинаковый смысл. Конечно, словесная форма мысли может отличаться, но смысл, общая сердцевина одинаковы. А одинаковы потому, что заложены одним источником этой мысли, Богом.

Я студент СПбГУ, сейчас уже на 5–м курсе. Первые 4–ре курса жил в общежитии. У меня не было ни телевизора, ни компьютера. Иногда у знакомых мог поиграть, позабавиться. Знаю как это увлекает и…и убивает время. Часы бегут, невероятно. Но только потом тошно, голова кружится и жалко потерянного времени. Понимаешь, что это вымышленная жизнь, она была и её не стало, а от настоящей жизни минус N часов. Не могу сказать, что я много играл, но играл. Конечно, потом оправдываешься, что дал отдых телу и разуму. Но, во-первых: самооправдание один из тяжелейших грехов, а во-вторых: сомнительный отдых, ведь «хорошее может быть как от добра, так и от зла, лишь по плодам его узнаешь чьё оно», а плод — пустая трата времени.

Сейчас живу по прописке. Не имею ни телевизора, ни компьютера. Так спокойно! Целыми днями или на работе, или диплом пишу в университете. А выдаётся выходной, так либо делаю полезные для дома дела, либо близких навещаю. А ведь даже сейчас разум иногда просто заволакивает эпизодами из игр. Но это временно, потом отпускает и сознаёшь что действительно хорошо, а игры — пустяки. Конечно, игромания — это лишь пример одного вида зависимости, но это то, с чем сталкивается нынешнее поколение. Ведь меня это ещё не так сильно коснулось, но страшно за своих будущих детей. Я точно знаю, что со временем приобрету компьютер себе домой. Он ведь не только для игр создан, это прежде всего «рабочая лошадка». Но как избежать, чтобы он не стал центром развлечений для всей семьи, в том числе и для меня самого? Одно знаю, что просящему для благородных целей — дастся. Значит, буду просить у Него сил для борьбы со своими желаниями, потому что человеческих сил может и не хватить.

2009–02–20 17:40Роман:

Согласен с Георгием, невозможно для духовного лица выступать анонимно. Сам факт, что это возможно, говорит об отсутствии чувства нормы у издателей. Потрясает!

2009–02–20 17:40Сергей:

Потрясающая статья.

Собираюсь распечатать ее в виде брошюрки и дать прочесть в первую очередь своим детям и их матери (к сожалению мы не живем вместе), а потом знакомому директору школы, командующему местным корпусом кадетов. Думаю она заинтересует и учителей ОПК и других моих знакомых, прежде всего конечно воцерковленных.

2009–02–20 17:40Николай:

Если вглядеться в перемены, происходящие в современном мире, то можно увидеть не просто спонтанный набор событий, а действие некой системы, перестраивающей мир под новое и абсолютное мироуправление.

Эта перестройка мира идет по разным направлениям, но в фокусе все они сходятся и замыкают власть на одного-того, кто попытается подменить собой Бога. Вот некоторые из них. 1.Единые глобальные информационные сети — дают возможность не только получать информацию, но и точно следить за людьми, управлять и направлять их через соответствующую промывку сознания и использование специальных психотехник, через распаление и поощрение их низменных инстинктов. Мощный всплеск и удешевление сотовой связи, которое мы сейчас наблюдаем, дает не только деньги владельцам телефонных сетей или удобство пользователям, но и позволяет точно знать, где в любой момент находится владелец телефонного номера, его контакты и содержание его бесед. Т.е. это одна из ветвей глобального контроля строящегося будущего. Интернет, как и сотовая связь, позволяет не только следить за его пользователями, но и узнавать самые сокровенные подробности о его личности, отслеживая посещаемые им сайты, а также активно воздействовать на его психику соответствующими картинками, роликами, рекламой и т.п.

2. Постепенное вытеснение наличных денежных средств электронными платежами, что позволит мгновенно превратить любого неугодного строящейся системе человека в нищего, без дома, работы и средств к жизни. (Думаю, что и произошедший скачок цен на недвижимость в нашей стране имеет цель не только получение сверхприбылей банками, но и обязательное связывание возможно большего числа людей долговыми обязательствами, что естественно, ведет к контролю над ними).

3. Попрание традиционных христианских ценностей и подмена их новым суррогатом — «общечеловеческими» или «естественными» ценностями (порнография, гомосексуализм, право сильного и т. п.). Компьютерные игры отлично выполняют как раз задачу подмены системы ценностей, и особенно потому, что рассчитаны на неокрепшую психику детей и подростков. Удар, который ими наносится поражает человечество на перспективу. Поскольку старшее, более здоровое в нравственном отношении поколение должно сменить поколение с сатанизированной психикой. Компьютерные игры — это важная часть плана мироуправления сатаны. Само же мировое правительство — просто осыпанная его золотом, но безвольная и не имеющая собственного плана, слепо покорная его воле марионетка.

2009–02–20 17:40ггалина:

Спасибо за статью. в душе я всегда понимала пагубность компьютерных игр. ведь они совершенно бесплодны в любой области. приучают нашу молодежь к тому что можно ударить и убить любого и потом без раздумий и мук совести продолжить игру. считаю что не только церковь но и политики должны были бы бороться с этим страшным злом.

2009–02–20 17:40Дмитрий:

Добрый день!

Не мог не написать комментарий к статье «Киберзависимые», поскольку знаю ситуацию «изнутри».

«Компьютерные игры создаются по заказу и имеют целью сознательную демонизацию личности».

Как человек, который «обращается» в индустрии производства компьютерных игр, заявляю: это НЕ правда. Я уверен в этом на 99,99999(9)%. За все годы работы до меня не доходило ни капли сведений о чем-то подобном.

Обычно процесс производства компьютерной игры состоит в следующем:

Человек или группа людей решают сделать игру — это костяк команды. О чем будет игра, какие будут герои, общее развитие сюжета и т. д. решается ими и только ими. Затем, организуется компания и нанимаются дополнительные люди (программисты, художники, дизайнеры и т. д.), если, конечно, компания еще не существует к этому времени. Пишется, так называемый, дизайн — документ с описанием всех элементов игры. Обычно делается некий прототип. Все полученные материалы показываются издателям. Издатель для игры, в принципе, то же самое, что издатель для книги (т. е. он осуществляет распространение игры). Единственная разница в том, что издатель также обычно финансирует разработку игры. Т. е. выдает разработчикам аванс, который в будущем покрывается доходами от продажи игры. В принципе, издатель влияет на то, какой игра будет, (хотя бы фактом своего согласия издавать ее). Обычно это влияние — советы, как сделать какие-либо элементы так, чтобы игра потом лучше продавалась (подразумевается, что у издателя большой опыт).

В общем, зачинателем игры обычно является разработчик, и никто ему за это начинание не платит.

Хотя, иногда, издатели заказывают хорошо зарекомендовавшим себя разработчикам игры. Это обычно игры по мотивам популярных фильмов или книг. Чаше всего выпуск таких игр приурочивается к выходу фильма, и расчет здесь делается на продажи именно на волне популярности последнего. Либо, издатели могут заказать кому-то из разработчиков продолжения популярных игр, которые издавались этим издательством раньше (либо, если издательством были приобретены права на такую игру).

Как итог. В индустрии компьютерных игр всех интересуют, прежде всего, деньги, т. е. продажи конечным игрокам. Все пытаются сделать игры, которые бы продавались хорошо. Востребована игра — прибыль есть, не востребована — нет. Банкротства в этой индустрии такое же нормальное явление, как и в любой другой. И никакая «мировая закулиса» здесь абсолютно ни при чем. И становятся разработчиками только по собственному желанию. И игры придумывают исходя из своих интересов и запросов аудитории, а не, потому что пришел «масон» и предложил денег за «демонизацию».

Хотя, стоит упомянуть игры, которые действительно были заказаны «некими силами».

1. America’s Army — игра была профинансирована министерством обороны США. Эта игра в жанре 3D Action, распространяется абсолютно бесплатно и главная ее цель — популяризовать среди молодых людей Америки идею службы в армии и воспитание патриотизма. Хотя, игра стала популярна и в других странах, поскольку сделана очень хорошо.

2. Food Force — игра была создана по заказу Всемирной продовольственной программы ООН и рассказывает о доставке продовольственной гуманитарной помощи беднейшим странам. Игра очень популярна.

3. Антинаркомания — выпущена по заказу Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Распространяется бесплатно.

Далее.

«По свидетельству психолога из Калуги М.Н. Мироновой к таким играм относятся очень модные ныне Diablo, Postal, Counter-Strike, Doom Ultimate, Qvake, Unreal и многие другие».

Это ужасное предложение. Во-первых, правильно писать Quake (а не Qvake). Во-вторых, упоминание Doom Ultimate в данном списке, это… ну, тоже самое, что сказать: «Преступление и наказание, Капитанская дочка, второй том Войны и мира, Муму.».

В-третьих, именно в эти игры уже очень давно никто не играет.

Теперь вопрос, откуда психолог из Калуги, которая даже правильно названия игр написать не может, знает, что они были «заказаны»? У меня другие сведения. Даже самый жестокий и бессмысленный Postal — был придуман и создан самими разработчиками. Хотя, подозреваю, что в этом принимали участие «существа параллельного мира», но именно СПМ, а не «закулиса».

В общем, данное предложение со всей ясностью показывает, что автор, увы, не владеет информацией. Почему это плохо, объясню ниже.

Выше, я говорил о фактах, теперь поговорю о субъективном.

Статья мне не понравилась, потому, что не вижу от нее пользы, увы, вижу только вред.

Если эту статью прочитает игроман, то он сразу увидит, что автор совсем не знаком с компьютерными играми, и автоматически потеряет всякий авторитет в его глазах. Статья вызовет только раздражение.

Если же эту статью прочитает православный человек, совсем далекий от компьютера, то, скорее всего, реакцией будет паника: ребенок такого родителя вообще перестанет допускаться к компьютеру. Через некоторое время, мы обнаружим, что выросло поколение компьютерно-безграмотных православных. Как следствие, доступ в политику, бизнес, науку православным будет закрыт, будем довольствоваться должностями чернорабочего.

Напомню, что еще не так давно, компьютер в православной среде считался, чуть ли не созданием дьявола. Слава Богу, сейчас я пишу письмо православному сайту:).

Мое личное мнение такое. Компьютерные игры — вопрос сложный и не может быть решен «с наскоку». Он требует очень тщательного изучения. Можно попытаться найти «союзников» в самой индустрии.

Дмитрий.

P.S. А книгу игумена N. «От чего нас хотят спасти…» я в свое время с удовольствием прочитал! И постоянно использую ее, чтобы предостеречь людей от опасности. Хотя я и против использования «желтой» прессы в качестве источников (обычно в таких газетах печатают просто банальные выдумки).

P.S.S. Хочется однажды увидеть (а может и поучаствовать в разработке) игру, которую можно будет смело назвать православной.

2009–02–20 17:40Алексий:

Здравствуйте уважаемая редакция и игумен н!

Первым делом хочу поблагодарить вас за данную статью!

Я — человек играющий примерно с 12 лет (сейчас мне 18), который проводил многие часы перед монитором компьютера, поэтому данная тема близка как никогда.

В последнее время я продолжаю играть, но не так одержима как это было ранее, скорее по инерции нежели из-за того что мне это доставляет удовольствие, но это только моё субъективное мнение.

Я не знаю как мне прекратить окончательно. Образовался уклад жизни, стереотип мышления, но наверно самая проблема даже не в том… Малое содержание воли мешает окончательно бросить игру. Да и что можно противопоставить этому? Чем заниматься когда мало что интересует.

Даже и сама игра не интересна… Просто безразличие.

Я нахожусь только на начале пути, и провести большую часть жизни за пустыми делами мне не хочется. Играя я всегда ощущал что это не правильно… Но не слишком сопротивлялся игре т. к. альтернативы не было… Все секции на которые я приходил закрывались через пару месяцев.(Хотя наверно это просто отговорка).

Я Христианин, старающийся соблюдать пост и причащаться как минимум раз в год (стараюсь почаще)и пытаюсь стать хоть чуточку лучше.

Помогите, прошу, советом!

P.S.: Благодарю Игумена N за его душеполезные книги, которые были прочитанные мной.

С уважением раб Божий Алексий.

2009–02–20 17:40Николай:

Я полностью согласен с этой статьёй, но ведь во всех случаях есть свои исключения, даже в этом.

2009–02–20 17:40Вадим:

Большое спасибо вам за ваш духовный труд. Хотелось бы больше всего подобного слышать и видеть по телевидению. На мой взгляд этого откладывать больше нельзя. Общество больше не может жить в такой вакханалии. Пора спасать наш народ и нашу веру. Пора срочно объединять всех духовных людей и противопоставить нашу силу истинной веры вселенскому злу. Господь нас не оставит!

2009–02–20 17:40Александр:

Добрый день!

Игумен N, на мой взгляд, слишком сгущает краски. Нельзя видеть в компьютерных играх только зло и демонизм.

На Вашем же сайте в разделе «Полемика» есть статья Юрия Максимова, и в ней есть глава, посвященная компьютерным играм. Я готов подписаться под каждым словом Юрия Максимова в этой главе.

Если же вернуться к игумену N, то было бы интересно, как в его схему «игры со сверстниками (подвижные или интеллектуальные) — компьютерные игры» вписываются самостоятельные игры детей. Например, мальчики играют в солдатики. Девочки играют в куклы… То, что уважаемый игумен говорит о компьютерных играх в ответе на первый же вопрос, смело относится и к этим играм («во-вторых», «в-третьих» и «в-четвертых» — наверное, не имеет смысл копировать сюда фрагменты из статьи).

В ответе на второй вопрос уважаемый игумен N рассматривает последствия «киберзависимости». Конечно, это плохо. Но до такой крайности можно дойти во всем. «Все мне позволено, но ничто не должно обладать мною». Подобным образом, как и про киберзависимость, можно высказаться про любую другую зависимость. Так чем киберзависимость их хуже или чем особенным от них отличается? Хорошо, что игумен N говорит, что компьютерные игры не безвредны и могут приводить к серьезным последствиям. Но и демонизировать нейтральное тоже не нужно — в конечном счете это работает против борьбы с киберзависимостью.

Разговор про мировое правительство достаточно голословен — я не увидел серьезных аргументов. А слова про заказной характер игр выглядят надуманно. Мне лично игровой бизнес представляется именно бизнесом, т. е. имеется спрос, делаются и предложения. Если уж и говорить про то, кому это нужно, то и копать надо глубже. Не мировое правительство, а наш вечный враг за этим стоит. Собственно игумен N об этом много говорит в своем интервью. Зачем он опускается на уровень «мирового правительства», непонятно. В конечном счете такие сомнительные заявления работают против главного, с чем борется достойный игумен — киберзависимости.

Подводя итого, хотел бы сказать следующее. Я полностью согласен с игуменом N, что если человек впал в компьютерную зависимость — это печально. Это страсть и грех. И бороться с такой зависимостью надо так же, как и с другими страстями.

Зависимость проверяется, как и любая другая: если человек не может без «этого», либо человеку плохо без «этого», то «это» — зависимость. Т.е. надо попробовать обойтись без «этого» какое-то время, и только тогда станет ясно, в зависимости ли я.

Но неправильно считать, что вообще игры на компьютере — это киберзависимость. Что играть на компьютере нельзя ни при каких обстоятельствах. Можно. Только смотря во что, смотря сколько, и смотря какую часть жизни человека это занимает.

Например, алкоголь. Если его употреблять немного и не часто, разве можно сказать, что это плохо? Первое чудо, которое сотворил Господь — он превратил воду в вино на свадьбе. Ужасен же алкоголизм и пьянство. Так и с компьютерными играми. Еще раз, «все мне позволено, но ничто не должно обладать мною».

С уважением,

Александр.

2009–02–20 17:40Алина:

Когда с ужасом смотришь на все более и более эгоистичных подростков, то страшно становится за будущее. Итак много приходится сидеть за компьютером — отвечать на электронные письма, быть в курсе деловых событий, выходить на форумы для своих организаций. Однако, очень рада, что с детства были дополнительные школы, от музыкальной до спортивной, которые развивали меня как физически, так и интеллектуально. Очень не хватает у нас в России людей, которые умеют общаться, которые не обижаются по мелочам, а умеют сглаживать чужие неудачные комментарии. Добросовестному общению злая игра не научит. Сейчас занимаюсь командным спортом, и это учит продуктивному общению с разными людьми, ставит общую цель выиграть, лучше всего развивает как доверие, так и терпение, так и свой вклад и старания для этой общей цели. Кстати, сам спорт называется Алтимат (командная игра с диском — динамична и интересна) и основан на духе игры, т. е. на взаимоуважении к сопернику и другим командам. Думаю это спорт в духе православия, и в него играют и девушки, потому как не нужна силовая борьба, а главное бег, ловкость, реакция.

О духе игры в алтимате: http://www.rfdf.ru/ultimate_rules_full.html#U401.

Спасибо!

Алина.

2009–02–20 17:40Александр:

Мир вам!

Кратко:

В статье в основном говорится о том, что губят именно души самые беззащитные — детские. Но дело в том, что вот уже существует целое поколение взрослых, выросших на комп.играх (я в т. ч., 27лет). Первые игры (компьютерные)появились в начале 80–х и как чума поразили все страны и континенты. Вообще тема эта пока малоизученная и крайне серьёзная. Т. к. я сам отчасти заражен сей проказой и могу НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ рассматривать проблему, хочу обратить внимание многоуважаемых авторов, что болезнью этой (игромания) страдают о-очень многие взрослые люди, преимущественно мужчины среднего возраста (25–35 лет). В принципе, «со стороны» не всегда понятно или понятно не в той полноте, с каким именно бесом (а что за играми сими стоят именно они, я надеюсь, у выпускавших статью сомнений нет) имеют дело все причастные к проблеме комп. игр. Между прочим проблема-то уже вышла за рамки просто игр, проблема разрослась до т. н. «глобальной паутины». Мужья обеих моих сестёр (29 и 35 лет) просто преданы on-line играм, что с горечью вынужден признать. Причём там они буквально проживают какую-то свою, особую жизнь. И вот эти игры набирают «обороты»! Тут уже дело не только в детях. Слишком много взрослых погибает тоже! А ведь это отцы и матери семейств, потенциальные родители! Закроют игорные дома и казино?! Да всеж «зараженные» и этим видом азартных игр пересядут за компьютеры (кто не в состоянии добраться до «ласвегасов»). И индустрия стремительнейшим образом развивается, теперь и через интернет можно тратить деньги!

Ситуация-то на самом деле угрожающая. В принципе, если смотреть глубже, то становится понятно, КОМУ выгодно столь стремительное развитие промышленно-производственного потенциала в мире и огромного научного роста. Прошу обратить внимания на то, что первые «персоналки» — домашние ЭВМ появились только в 80–х, а сейчас общедоступны просто всем в силу своей относительной дешевизны. Это не смешно, но если вдруг мы, люди, просто прекратим их покупать, то нам их будут бесплатно отдавать!!! Поверьте, но это так.

В общем проблема очень серьёзная.

Спаси вас Господи!

P.S. Написал спонтанно, даже не перечитывал, простите за возможные орфографические и синтаксические ошибки. И вообще простите меня грешного и недостойного.

2009–02–20 17:40Игорь:

Соглашаясь практически со всем сказанным, и сам являясь в свои немалые годы немножко зависимым игроманом, я все же не могу не задать один совершено очевидный вопрос. Все справедливые упреки, которые адресуются компьютерным играм, можно отнести и к другим проявлениям современной культуры, к кино и музыке. Кстати, способность к сосредоточению сильно подтачивается просмотром телевизора, это уже отмечено американскими психологами. Но вот о чем я хочу спросить, ведь речь идет о недоброкачественной продукции, о сознательном развращении игроманов, о воспитании поколения тупых потребителей, идеальных для общества потребления. Но нет ли возможности создания доброкачественного продукта, то есть, создания игр, которые бы воспитывали нужную нам идеологию, традиционные ценности, православную культуру? И почему, с такой энергией провозглашая вред от компьютеров, никто не собирается заняться встречным движением? И это касается не только игр. Сам немножко связанный с кинематографом, я все последние годы обиваю пороги с предложениями сугубо нравственных, православных кинематографических проектов, но никто не спешит оказать мне поддержку, в том числе и немалое количество богатых православных людей. И почему?

2009–02–20 17:40Сергей:

Мир всем читающим!

С Вашего разрешения готов вступить в дискуссию по поводу этой статьи.

Коротко о себе. Игроман со стажем. Интернетзависимый. Короче, явно не союзник автора. Но, как и большинство чатлан и вменяемых РПГэшников, — ориентирован на поиск истины в споре с аргументами, а не на всесокрушающую агрессию и использование истерики, глотки и силы в доказательствах. (Справка: РПГэшник — игрок, который создает своего компьютерного двойника, и развивает его в процессе игры. Чатланин — любитель общения на специализированных сайтах). Моё личное мнение (может я и не прав), статья написана на основе обобщений. Т. е. говорят, что болит грудь, не разделяя воспаление легкого или проблемы с сердцем. Т. е. лечат «от груди».

Теперь конкретно.

Цитата: «Любые подвижные игры, безусловно, полезны всем детям, развивают их физически, помогают им освоиться в окружающей действительности.».

Полностью согласен. Также полностью согласен с аргументами о игре зверей, играх древности, наказании нарушающих правила (некорректно поступающих) подзатыльником и т. д.

Теперь смотрим с т.з. игромана. Мир с той поры несколько изменился. Да, тогда нужна была сила, и в бою, и в мирном труде. И женщин выбирали не худеньких и стройных, а способных остановить в горящей избе коня на скаку. Но ситуация изменилась. Появилось много интеллектуальных технологий, и уже не сила стала определяющей, а интеллект. Шутка: «Требуются грузчики со знанием компьютера» — уже перестает быть шуткой. Так что, как вы сами понимаете, и стиль игры вынужден склоняться более в интеллектуальную сторону.

Почему все аргументы автора уперлись в стрелялки? Существует очень много других типов игр. В статье совершенно не указано, об внутренних отношениях игроманов.

Цитата: «Так, например, подлый, но выгодный в определенный момент игры поступок будет осмеян или даже наказан хорошей затрещиной».

Ответ: То же самое и в игровой среде. Непорядочного человека могут «слить», — довести его персонажа до выхода из игры. Могут поставить в игнор, — невозможность общения с другими игроками. При информационной игре, — это и затрещина и старое детское «я с тобою не вожусь». Абсолютно то же самое, просто на другом уровне.

Были ли непорядочные раньше? Были. Мальчишки вставляли палки котятам под хвост и носили их как флаги. Какое было отношение других к таким. Ну, скажем, неодобрительное. Вот примерно такое же отношение и к любителям стрелялок.

Жестокость была во все времена, в том числе и проявлялась она у детей. Раньше мучили котят, сейчас рисованных монстров. Что лучше? Я, как нелюбитель стрелялок, скажу — почти одинаково. Это может нравится озлобленному жестокому маньяку. Слава Богу, что ПОКА таких немного. Почему «ПОКА» — это отдельная тема не связанная с игроманией.

Цитата: «сразу же хочу отметить, что стремление человека к компьютерной игре паразитирует на правильной программе развития человека, включающей в себя, особенно в детском возрасте, стремление к игре и, если хотите, — даже „инстинкт игры“».

То же самое можно сказать и о подвижных играх. Абсолютно верно работает утверждение и по компьютерным играм и по реально-подвижным. Так что это утверждение не может являться аргументом в споре ни для одной из сторон.

Цитата: «нельзя не заметить, что компьютерная игра, в отличие от подвижной или интеллектуальной игры со сверстниками, позволяет освободиться от всех нравственных норм. Важен только результат, важны очки».

Ответ: Утверждение верно либо для первых простейших игр, которые ушли в прошлое лет 7 назад, либо стрелялок, пользователи которых составляют приблизительно 15 % от всех игроманов. Для РПГэшников, зачастую, общение важнее результата. Примерно те же 15 % приходят в игру ради общения.

Цитата: «ошибка в игре не приведет к ссадине на коленке или разбитому носу».

Ответ: кажется мы повторяемся — игнор, бан и удаление персонажа на информационно-коммуникабельном уровне та же затрещина, исключение из коллектива и даже «изгнание из поселка», говоря языком древности.

(Справка: игнор — прекращение общения, бан — вывод из игры на несколько часов (суток)) Как видите — те же самые категории наказания, что применялись к непорядочным игрокам 30, 100 и 1000 лет назад. Только среда другая.

Цитата: «компьютерная игра, которая сильнейшим образом воздействует именно на эмоциональную сферу ребенка, формирует личность мощно и почти необратимо, то есть фактически зомбирует человека, вводя в его сознание жесткие стереотипы поведения».

Ответ: согласен частично. Если речь идет о стрелялках, — да, согласен. Но это же не вся категория игроков. Если я ребенком в 6 лет видел, как ребята носили котят на палке, то это не значит, что в шестидесятых это была единственная форма развлечения. Пословица папуасов «Не надо пить весь океан, чтобы понять, что он соленый» здесь не срабатывает. Жестокость была и будет всегда, но пока она лишь некоторая часть от общего, хотя уже и не малая. Удалите компьютерные стрелялки и драки, и стаи маленьких шакалят выйдут бить бомжей, стариков и слабых. Доказательство: среди задержанных шакалят процент компьютерных игроманов гораздо ниже, чем в среднем по молодежи.

Цитата: Весь пункт 4.

Ответ: Только именно этот аргумент я и хотел привести в защиту компьютерных игр, но за меня это сделал оппонент. Спор идет на уровне: «У них женщины ходят без чадры!» — «Ну а что в этом плохого?!». Т. е. данный аргумент слаб как доказательство для обеих сторон.

Цитата: «Компьютерные игры, поскольку их отличает жесткая программная заданность, неизбежно сужают и схематизируют жизненные ситуации, упрощают способы их решения».

Ответ: ну тогда в шахматы, а тем более в шашки вообще играть не стоит, — однообразные правила, которые доступны семилетнему малышу. В компьютерных играх упрощений гораздо меньше. В некоторых играх приходится перед экраном класть несколько таблиц и схем, ибо сочетания и многообразие ситуаций невозможно удержать в голове. Я играю в шахматы на уровне второго разряда, и могу сказать, что НЕКОТОРЫЕ игры напрягают мозги как хорошая партия шахмат.

Цитата: «Компьютерные игры провоцируют рост и „набухание“ в душе человека страшной раковой опухоли — эгоизма, поскольку весь виртуальный мир этих игр запрограммирован и ориентирован на играющего, на его „эго“, на его „я“,».

Ответ: Достигнув определенного уровня игроки РПГ начинают помогать развиваться «малышам» (новеньким только пришедшим в игру) подсказывают как лучше, помогают «заработать очки», очень часто в ущерб себе. Я, например, уже другим помогаю больше, чем развиваю своего персонажа. Где тут эгоизм? Взаимовыручка, поддержка и забота о слабых. Таких большинство. Но в семье не без урода, — 1 из 20 действительно — эгоисты. Но уважением в среде игроманов они не пользуются ни у новеньких, ни у «развившихся». Так что аргумент оппонента абсолютно надуманный.

Цитата: «Они вызывают бурный всплеск негативных эмоций, когда взрослые, отрывая от увлекательной игры, просят, к примеру, сесть за уроки или сходить за хлебом.».

Ответ: а при игре детей в футбол лет 60 назад не было неудовольствия по поводу выхода из игры, чтобы сбегать за хлебом? Ни чего не изменилось. Аргумент не принимается.

Цитата: «Компьютерные игры разрушают социальные связи и контакты даже со сверстниками, поскольку, играя в них, ребенок мнит себя самодостаточным и уже не нуждается в дружеских отношениях».

Ответ: Аргумент частично правильный. Если болит грудь, — надо ставить горчичники. Да, при простуде это поможет, но при инфаркте, сопровождающимся болью в груди… Нельзя так обобщать. Оппонент берет самую неуважаемую другими категорию игроков в 10–15 % и строит всю статью на ней. А остальные 85–90 % остаются за кадром. Софистика.

Цитата: «Компьютерные игры провоцируют физическое ослабление и болезненность юного организма..» и далее.

Ответ: меняется мир. Меняются условия. И те, кто 15 лет назад гонял по каткам и спортплощадкам сейчас вынуждены были сесть за компьютеры и … стать участниками тех или иных игр. Или же отодвинуться на обочину жизни.

Цитата: «Компьютерные игры очень „помогают“ бесплодно потратить, бесцельно прожечь драгоценное время и без того чрезвычайно короткой человеческой жизни.».

Ответ: Почему прожечь? У каждого своя цель в жизни. Человек всегда будет искать то, чего ему не хватает. Одни идут в секты, другие читают книги, третьи идут к Богу, четвертые спиваются, пятые становятся игроманами, шестые бесцельно существуют серыми мышками, седьмые становятся трудоголиками, восьмые занимаются боготворительностью… Список можно продолжить. И всё перечисленное, — одного поля ягода. Правда ягода разная. Но, каждый выбирает по себе. И счастливые и несчастные есть в каждой из этих групп!

Цитата: «Очень многие компьютерные игры насаждают жестокость… Diablo, Postal, Counter-Strike, Doom Ultimate, Qvake, Unreal».

Ответ: Да! Да! Да! Согласен. Но!!! Перечислены игры одной категории. А остальных 8–9 категорий? Пропущено, ибо они свидетельствуют против автора?

Цитата: они развивают искривление позвоночника, сколиоз, а также атрофию мышечной системы.

Ответ: Сколиоз и близорукость я заработал в конце семидесятых, изучая химию, физику и математику. Компьютеров тогда не было. Аргумент оппонента слаб и опять из приемов софистики.

Цитата: «беспринципного эгоцентрика, апатичную, бездумную и асоциальную личность, которая желает только наслаждаться, и не понимает: зачем нужно работать, иметь семью и быть за нее ответственным, зачем защищать свою страну, свой народ».

Ответ: А разве страна, которая воспитывает такую личность, давая разрешение на выпуск на рынок подобных игр против этого? Вроде как бы это и есть политика страны.

Цитата: «Такие персонажи становятся сегодня массовым явлением в молодежной среде. Они живут лишь одним днем, который надо прожечь, то есть убить ненужное время веселой „тусовкой“, „отвязаться“ от гнусной действительности и „улететь“ от нее с помощью наркотика, алкоголя или тяжелого рока.».

Ответ: Нетактичное обобщение. Это всё равно, что обобщать секты типа Белого Братства и христианство. Это абсолютно разные вещи, и сходство только кажущееся. Для какого-нибудь адепта, исповедующего джайнизм нет разницы между католиками и «Свидетелями Иеговы». Но это взгляд неспециалиста. Если взялись писать статью, надо быть аккуратнее и тактичнее с такими обобщениями. Этим Вы сами ставите себя как верховного судью, без разбора карающего и правых и левых. Т. е. проявляя многие худшие черты эгоцентричного игромана, которые сами же и описывали в своей статье.

Цитата: «Если вернуться к вопросу, почему люди с разными характерологическими особенностями под влиянием киберзависимости унифицируются…».

Ответ: Ну, это само собой разумеется! Среда формирует взгляды. Точно так же образ мышления коммунистов унифицирован, пенсионеров унифицирован, игроманов унифицирован, рабочих завода тяжелых металлов с задержкой получки в 3 месяца унифицирован… Это не аргумент. Любого увлеченного идеей вставляйте вместо слова «киберзависимый» и начинайте сравнивать его с олигофреном. Нетактично.

Весь абзац о духовном, материальном, ангелах и бесах комментировать не буду, ибо это вопрос веры, а споры в этой области некорректны. Каждый выбирает по себе и веру в том числе. Я уважаю веру христиан и не хочу спорить «на этой территории». Это святое.

Цитата: «Кроме того, зависимость, причем любая — компьютерная, алкогольная, сексуальная или наркотическая, — имеет еще две особенности. Первая: полностью подавлена воля к сопротивлению, даже если человек осознает вред от этой зависимости. Прошу заметить, что даже само слово „зависимость“ означает невозможность человека действовать самостоятельно. Значит, кто-то его направляет, кто-то им руководит.».

Ответ: Опять приемы софистики. Зависимость означает, не то, что кто-то кем-то руководит, а то, что человек не может комфортно жить без этого. Пример: инсулинозависимые. Ими управляет инсулин? Так что «зависимость» истолкована неправильно. А в чем разница между увлечением и зависимостью? Только в степени, в уровне влияния этого фактора на мозг. В таком случае истинно верующий (не важно какой религии) — идеальное изображение зависимого. И для обозначения одного и того же явления существуют пара противоположных слов. Когда свои — это повстанцы, когда враги — сепаратисты, когда свои — истинно верующие, когда чужие — фанатики, когда свои — преданные идее, когда чужие — зависимые.

Цитата: «Может ли общество, на ваш взгляд, защитить себя от кибермании?».

Ответ ИГУМЕНА N: «Никакое общество в современном его состоянии сделать этого не в силах. Защитить свой народ от нравственного и физического разрушения могла бы только абсолютно самостоятельная власть, правящая в суверенном государстве, не зависящем ни от какой „мировой закулисы“».

Ответ: Вот тут полностью согласен. И кроме закулисья есть еще одно: это бегство от страшной реалии. Уровень культуры опустился за последние 25 лет на порядок. Я могу привести десятки примеров, да и вы сами знаете, что жить стало страшно. Поэтому молодежь стоит перед выбором: либо сбиваться в банды и делить улицы на сферы влияния, либо сесть дома и не высовываться в сумерках. А дома ждет компьютер и мир, где ты можешь разить нечисть, игнорировать негодяев, общаться с умными, тактичными и приятными людьми.

2009–02–20 17:40р. Б. Марина:

Материал великолепный! Очень только жаль, что не опубликован он в светской прессе, ведь большинство людей светских черпают информацию оттуда. Кто предупрежден — тот вооружен. Кончено большинство людей не желало бы своим детям такой зависимости. Помоги Господи, дать возможность узнать об этом как можно большему количеству наших сограждан. С уважением, р. Б. Марина.