О молодёжи, семье и психологии.
Как развивать волю?
Но что же делать, если ошибки уже совершены? Неужели все пропало?
Нет, конечно. Просто имеет смысл сделать соответствующие выводы и впредь не наступать на грабли. Ну, а конкретно: — Столкнувшись с отказом ребенка от какой-то деятельности, следует заподозрить страх неудачи. Как бы он ни уверял, что ему просто не хочется или не интересно. В норме детям дошкольного и младшего школьного возраста интересно все, ведь они еще только начинают осваивать мир и приобретать различные умения. Поэтому их отказы (например, собирать игрушки) связаны либо с попытками манипуляции взрослыми (но это отдельная тема), либо со страхом неудачи. Во втором случае не нужно настаивать, чтобы ребенок сделал все сам, мотивируя тем, что это очень легко и у него обязательно все получится. Родителям кажется, что они таким образом ребенка мобилизуют, а он, наоборот, делает вывод, что раз все так легко, а он не справляется, значит, он вообще ни на что не годен. Многие даже открыто называют себя дураками, неудачниками и совсем перестают верить в свои силы. Наоборот, следует сказать, что задание, конечно, трудное, но вы вместе справитесь и побудить (чаще это удается, пообещав какую-нибудь награду) ребенка сделать вместе с вами хоть немножко. Потом обязательно похвалить, показать результат усилий кому-то третьему. Иными словами, закрепить ощущение успеха. Награждать не бойтесь, потому что пока у ребенка нет непосредственной мотивации к занятию той или иной деятельностью, надо создать хотя бы какую — то. Когда он втянется и ему станет легче, то появится интерес к самому делу, и необходимость в дополнительной мотивации отпадет.
— Помогать тоже не бойтесь («как он жить-то будет?»). На самом деле ребята всегда переживают из-за своих неудач (хотя не всегда это показывают), и, став поуверенней, сами отказываются от помощи и с удовольствием демонстрируют свои умения. Устраняться надо постепенно, не торопить события, но все-таки продвигать ребенка по пути преодоления.
— Избегайте гиперопеки. Возросший страх неуспешности у детей отчасти связан и с гиперопекой. Дети растут несамостоятельными. Позиция мамы «лучше я сделаю сама, а то потом придется переделывать», естественно, внушает ребенку неуверенность в своих силах. На наших занятиях кукольным театром это очень заметно. Сперва многие дети за ширмой теряются, и мама почти все говорит за них. Но через пару недель ребенок уже готов проявить себя гораздо больше, однако мать по привычке перехватывает инициативу, и психологам порой стоит немалого труда переориентировать именно маму, а не ребенка.
— Есть дети, с которыми без нажима результата не добиться. Это, конечно, не радостно, но расстраиваться и внутренне ополчаться на ребенка («что ж он у нас такой?») не следует. Он в этом не виноват, таковы его особенности. Значит, вам надо просто проявлять больше последовательности, упорства и терпения, а не пускать все на самотек.
— Обязательно нужно понять, в чем именно заключаются детские трудности. Если они чисто психологические, то побольше хвалите, ободряйте ребят. Создавайте непринужденную, легкую атмосферу, больше улыбайтесь, шутите (но не подшучивайте над ребенком, потому что такие дети часто обидчивы). Когда ребенок растет в обстановке принятия, но не избалован, когда ему дают достаточно самостоятельности и при этом в случае затруднения доброжелательно, не выражая досады, приходят на помощь, у него не разовьется страх неуспешности. Однако достаточно часто трудности ребенка имеют не только психологическую подоплеку. Это могут быть трудности концентрации внимания, неловкая моторика, проблемы пространственного ориентирования, восприятия устной инструкции и т. п. Если ребенок на наших занятиях отказывается играть в какую-то игру, мы всегда советуем потренироваться дома, имея в виду, что тут имеется некая трудность. И действительно, освоив игру в более спокойной обстановке, дети потом удовольствием участвуют в ней и на групповых занятиях. В случае неких объективных затруднений надо вовремя показать ребенка нейропсихологу или логопеду и пройти курс коррекционных занятий. А, может быть, и полечить его у психоневролога.
— Если ребенок ответственный и при этом боится совершить ошибку, не надо его излишне контролировать (у него и без вас высокий для его возраста самоконтроль), лучше побольше хвалить и ободрять.
— Заметив, что ребенок склонен пасовать перед трудностями, следует стараться ограждать его от развлечений, которые способствуют впадению в транс и возникновению зависимостей. Необходимо упорно приобщать его к творческим занятиям, к ролевой игре, к играм по правилам (возбудимым детям соблюдать правила трудно, и такие игры служат для них хорошим тренингом), а также к трудовой деятельности и спорту.
— Внушайте, что преодолевать трудности очень интересно, что это помогает вырабатывать характер. Нацеливайте на процесс преодоления, а не на быстрый результат. Хотя результат (хотя бы промежуточный) тоже должен быть, ребенку важна наглядность. Чем труднее занятие, тем чаще должно использоваться положительное подкрепление.
— Можно завести «Дневник самостоятельности и преодоления трудностей». Каждый день вместе с ребенком обсуждайте, что туда записать, показывайте дневник папе, другим родственникам.
— С малого возраста приучайте ребенка понемножку терпеть, но не переусердствуйте. Задачи должны быть посильными.
— С возрастом нагрузки должны возрастать, а подход становиться тверже. С малышом опасно «пережать», а с подростком — «недожать».
— Не спешите выполнять и даже предвосхищать все желания ребенка. Как ни парадоксально, для многих родителей сейчас становится открытием вполне естественный, традиционный подход, заключающийся в том, что не все и не всегда надо давать ребенку просто так, «за красивые глаза», что поощрение, награду надо заслужить. В том числе, и идя по пути преодоления трудностей.
— Сами родители должны подавать ребенку пример. Сейчас во многих семьях дети усваивают, что проще что-то купить, чем сготовить, испечь, смастерить. Поэтому из воспитательных соображений следует по возможности больше делать что-либо своими руками, привлекая к этому детей. Установка на максимальный комфорт с минимумом затрат не способствует развитию воли, усердия и трудолюбия.
— Побольше рассказывайте детям о волевых людях, преодолевавших различные трудности. Только следите за тем, чтобы ваших рассказах не сквозило осуждение ребенка («вот они какие, а ты…»).
— Почаще используйте в своей речи пословицы и поговорки типа «делу время — потехе час», «терпение и труд все перетрут». Особенно важно, чтобы они звучали, когда вы ребенка хвалите: ваши слова будут лучше восприниматься на положительном эмоциональном фоне.
— Приучение к дисциплине, разумное закаливание, постепенное, с учетом особенностей ребенка, развитие физической выносливости в огромной степени способствуют формированию воли. То же самое относится и к духовной дисциплине, соблюдению постов, культуре поведения в храме.
«Когда моему внуку исполнилось три года, — поделился своим опытом на Рождественских чтениях известный миссионер прот. Евгений (Соколов), — я сказал его родителям: „Пора приучать ребенка благоговейно вести себя в храме. Делайте, что хотите, но уж если он сюда пришел, пусть стоит возле вас, а не шалит во дворе с мальчишками, которые прибегают только к Причастию, а потом снова несутся играть.“ И он потихоньку начал приучаться. Сначала, конечно, больше сидел, прислонившись к ногам папы и мамы. Но со временем стал спокойно выстаивать всю службу. И когда пошел в школу, учительница говорила, что он единственный мальчик из класса, кто спокойно сидит на уроках, внимательно слушает и нормально выполняет все задания. Нынешним детям это неимоверно трудно, а ему нет. А ведь он самый обычный ребенок, только приученный к дисциплине и выносливости».