Поиграй со мною, Мама!.. Увлекательные игры и забавы для малышей.
Игры, развлечения, забавы для самых маленьких.
Основным видом деятельности детей до трёх лет является игра, поэтому с ними проводят увлекательные игры-занятия, в процессе которых усвоение нового материала происходит незаметно для крохи.
Выполняя с ребёнком необычные игровые упражнения, вы не только поможете ему развить чувство уверенности в себе, память, внимание и воображение, но и сами испытаете огромную радость от общения с ним. Хорошо, если в игре участвуют все члены семьи, потому что именно близкие оказывают сильное влияние на становление личности ребёнка. Играя с малышом, помните, что он должен не только получать удовольствие, но и в процессе игры учиться чему-то новому и полезному.
Не забывайте хвалить ребёнка, поощрять его, если вы видите, что он правильно выполняет задания.
Для воспитания здорового и физически развитого ребёнка особое внимание следует уделять подвижным играм, чтобы малыш научился владеть своим телом, его движения были красивыми и уверенными. К тому же это не только своего рода профилактика заболеваний, вызванных недостатком физической активности, но и источник положительных эмоций.
Игра — один из способов познания мира, который помогает малышу узнать много нового, а вам — сделать процесс воспитания ребёнка полезным и приятным.
В нашей книге вы найдёте развивающие, подвижные, пальчиковые игры, в которые можно играть с малышом начиная с самого рождения.
Желаем вам радости и успехов!
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
С помощью игр, предложенных в этом разделе, вы легко сможете объяснить ребёнку такие понятия, как форма предмета, размер предмета и т. д.
"Маленькие и большие"
Вам понадобятся: игрушки (медвежонок и зайчик), два листа бумаги с нарисованными на них домами (большим и маленьким).
Возьмите сначала медвежонка и скажите: "У медвежонка дом большой" — покажите большой дом. Затем возьмите зайчика и скажите: "А у зайки — маленький" — покажите ребёнку маленький дом.
"Матрёшки"
Вам понадобится: матрёшка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.
Вместе с малышом открывайте матрёшку, произнося следующие слова: "Матрёшка, матрёшка, откройся немножко!" Достаньте матрёшку поменьше и поставьте её рядом с большой, предложив малышу сравнить их (по размеру, цвету).
Продолжайте игру до самой маленькой матрёшки. Затем прочитайте стихотворение:
Когда все матрёшки окажутся открытыми, предложите малышу сложить их обратно, начиная с самой маленькой.
"Интересная подушка"
Вам понадобится: небольшая подушка с пришитыми к ней пуговицами. Пуговицы должны быть разного размера (большие и маленькие) и разного цвета (синие, зелёные, красные и жёлтые).
Положите подушку перед малышом. В то время, когда он будет трогать пуговицы, называйте их размер (большая или маленькая) и цвет (синяя, зелёная, красная или жёлтая).
"Живые весы"
Вам понадобятся: два небольших предмета разного веса.
"Представь, что ты — весы, — говорите вы ребёнку, — встань, разведи руки в стороны ладошками вверх". Положите предметы малышу на ладошки и попросите определить, какая вещь тяжелее.
"Круглые предметы"
Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов круглой формы (это могут быть игрушки, посуда, фрукты, овощи и т. д.).
СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ.
"Доктор для мишки"
Вам понадобятся: игрушка (медвежонок), чайная ложка, игрушечный градусник, пузырёк из-под лекарства.
Возьмите медвежонка и скажите ребёнку: "Мишка жалуется, что у него болит животик и голова". Затем прочитайте стихотворение:
Предложите ребёнку полечить мишку: покажите, как правильно ставить градусник, как дать ему лекарство из пузырька, как уложить его спать.
"Рыжий кот"
Вам понадобятся: игрушка (котёнок), мисочка с водой, чайная ложка.
Покажите ребёнку котёнка. Скажите: "Котик хочет кушать, но он очень ленивый". Попросите ребёнка напоить котёнка водой из мисочки, а затем — покормить его с ложечки. Важно, чтобы движения ребёнка были аккуратными и правильными.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Темп развития речи малыша во многом зависит от условий воспитания и непосредственного воздействия взрослого. Впечатления, которыми делится ребёнок (дома, на прогулке, во время игры), должны сопровождаться комментариями родителей. Ласковый, спокойный голос взрослого вызывает у малыша положительные эмоции.
Также одним из важнейших условий развития речи является развитие слуха. Для этого необходимо поддерживать в доме тихую, спокойную обстановку.
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Вдох и плавный выдох создают условия для непрерывного звучания голоса, для перехода от громкой речи к тихой и наоборот.
Игры, предложенные в этом разделе, помогут ребёнку научиться делать медленный и плавный выдох, произносить звуки певуче.
Скороговорки и чистоговорки помогут выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить чёткое произношение. Следует помнить, что, играя, нужно правильно произносить звуки в словах и обращать на это внимание малыша.
Учим скороговорки.
Произносим чистоговорки.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.
Внимание — одна из форм познавательной деятельности. Важно развивать внимание ребёнка ещё с раннего возраста, ведь от внимания зависит и процесс запоминания, то есть развитие памяти в целом. Игры, предложенные в этом разделе, помогут развить у малыша устойчивость внимания, переключение внимания и распределение внимания.
"Что изменилось?"
Попросите ребёнка рассмотреть картинки. Пусть малыш расскажет, что изменилось на рисунке.
"Найди отличия"
Пусть малыш внимательно рассмотрит картинки и найдёт на них пять отличий.
"Найди подобные предметы"
Предложите ребёнку рассмотреть картинку и найти пары предметов.
"Какой предмет лишний?"
Предложите малышу посмотреть на картинки и найти лишнее в каждом ряду.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.
Память у ребёнка непроизвольная, то есть он не ставит перед собой задачу что-либо запомнить. Малыш быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из любимых мультфильмов — всё то, что ему близко и интересно. Такого рода игры и упражнения на развитие памяти и представлены в этом разделе.
"Вспомни сказку"
Вам понадобятся: иллюстрации из разных сказок. Покажите ребёнку иллюстрации. Задача малыша — вспомнить название сказки и её главных героев.
"Сказка"
Вам понадобятся: карточки (их можно нарисовать самим) с сюжетными картинками к детским сказкам ("Колобок", "Курочка Ряба", "Теремок", "Лиса и журавль" и т. п.).
• Разложите сюжетную цепочку и попросите малыша рассказать сказку по картинкам.
• Выберите произвольно картинку и предложите ребёнку продолжить сказку.
• Попросите ребёнка рассказать, что было в сказке до событий, изображённых на этой картинке.
"Какой игрушки не хватает?"
Вам понадобятся: пять игрушек (кукла, мячик, машинка, медвежонок, кубик).
Разложите игрушки перед малышом: пусть он внимательно на них посмотрит. Попросите ребёнка отвернуться или закрыть глазки и уберите одну из игрушек. Повернувшись, малыш должен сказать, какой игрушки не хватает.
"День рождения"
Вам понадобятся: кукла, мягкие игрушки, набор игрушечной посуды.
Сообщите ребёнку, что у куклы Маши сегодня день рождения и она пригласила к себе гостей. Придумайте каждой игрушке имя (возможно, ребёнок назвал их раньше). Задача ребёнка — угощая "гостей" чаем, обращаться к каждому из них по имени. Игру можно усложнить, постепенно увеличивая число "гостей".
Учим стихи.
Машины.
Наша ёлка.
Солнышко.
Паровоз.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.
Мышление всегда предполагает решение какой-либо задачи, установления какой-либо взаимосвязи.
Вначале мышление детей является наглядно-действительным, то есть ребёнок устанавливает взаимосвязь путём конкретного действия с предметом (например, конструирование по образцу, когда малыш повторяет построенную взрослым башенку из двух-трёх предметов).
В возрасте четырёх лет мышление ребёнка становится наглядно-образным, то есть он уже может решать несложные задачи в уме, главным средством мышления становится образ.
"Найди пару"
Соедини линией те предметы, которые по смыслу подходят друг другу.
"Подумай и нарисуй"
Какая картинка должна быть следующей в смысловом ряду? Нарисуй её.
"Определи последовательность"
Покажи, что появилось первым, вторым и третьим. Напиши в клеточке под каждой картинкой порядковый номер (если ребёнок ещё не умеет писать, напишите цифры вместе).
Отгадываем загадки.
Предложите ребёнку отгадать загадки и показать отгадки на картинке,
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Играть с пальчиками ребёнка необходимо с самого рождения, потому что уровень развития речи напрямую зависит от степени сформированное™ тонких движений пальчиков малыша. В ходе этих игр у него вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями и концентрировать внимание на определённом действии. Играть следует медленно, повторяя текст несколько раз. Ребёнок должен научиться правильно работать пальчиками и кистью, вовремя переключаться с одного движения на другое. Если у малыша что-то не получается, то обязательно помогите ему. Упражнения следует повторять несколько раз в день.
Игры, предложенные в этом разделе, способствуют лучшему развитию мелкой моторики.
"Мамины бусы"
Вам понадобятся: бусы или чётки.
Дайте ребёнку бусы (чётки), пусть он потрогает их ручками. Покажите, как можно перебирать бусинки, отсчитывая по одной.
"Рисуем пальчиками"
Вам понадобятся: лист бумаги, гуашь.
Положите перед ребёнком лист бумаги и несколько баночек с гуашью. Пусть малыш макает пальчики в краску и рисует ими на листе.
"Вытягиваем ленточки"
Вам понадобятся: банка с проделанными в крышке отверстиями, ленточки четырёх цветов (синяя, жёлтая, зелёная и красная).
Положите ленточки в банку, их кончики протяните в отверстия крышки, надетой на банку. Предложите ребёнку двумя или тремя пальчиками вытянуть ленточку определённого цвета. Малыш не только научится управлять своими пальчиками, но и быстрее запомнит названия цветов.
"Лепим из теста"
Вам понадобится: тесто.
Скатайте из теста шарик и разделите его на несколько частей. Лепите колбаски, баранки или шарики. Важно, чтобы были задействованы все пальчики малыша.
Пальчиковые игры.
"В гости на блины"
Стала Маша Гостей собирать:
(Круговые движения кистями рук к себе.).
(Поочерёдное загибание пальчиков в кулачок. Мизинчик — поцеловать.).
Стала Маша Гостей угощать:
(Поочерёдное разгибание пальчиков. Мизинчик — потрепать.).
Стала Маша Гостей провожать:
(Круговые движения кистями рук от себя.).
(Поочерёдное нажимание на подушечки пальчиков. Мизинчик — поцеловать.).
"Работники"
(Поочерёдное разгибание пальчиков из кулачка, начиная с большого пальчика.).
"Привет, ладошка!"
(Поочерёдное разгибание пальчиков из кулачка, начиная с большого пальчика.).
Привет, ладошка! *
(Помахать ладошкой.).
"Орешки для друзей"
(Ладошки лежат на столе. Поочерёдно постукивать каждым пальчиком по столу.).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Начинать знакомить малыша с красками и кистью можно уже с полутора лет. Играя с малышом, проговаривайте свои действия вслух, называйте цвета, с которыми работаете, тогда малыш узнает много нового не только о цветах и свойствах красок, но и разовьёт художественный вкус, пространственное воображение, фантазию и трудолюбие.
Вам понадобятся: бумага, гуашь, краски, фломастеры, кисточка. В качестве кисточки можно использовать и зубочистки, спички, ватные палочки, листья деревьев, перья птиц.
"Разноцветные ладошки"
Обмакните ладошки ребёнка в гуашь (для этого можно использовать блюдце или тарелку). Пусть малыш оставит следы своих ручек на листе бумаги. Когда отпечатки высохнут, можно пофантазировать и дорисовать фломастером недостающие детали, превращая ладошку в осьминога, попугая, ананас и т. д.
"Знакомство с красками"
Налейте на лист бумаги немного краски и покажите малышу, как с помощью кисточки её можно распределить по листу, то есть закрасить весь лист или смешать разные цвета.
"Бусы для мамы"
Нарисуйте на листе бумаги круг или плавную линию (ниточка для бус). Пусть малыш обмакнёт пальчики в гуашь разных цветов: один пащ>чик правой руки — в красную краску, другой — в жёлтую, третий — в зелёную. Пальчики левой руки — в оранжевую, голубую, фиолетовую. Поочерёдно прикладывая пальчики к бумаге, где нарисована ниточка, малыш подарит вам красивые разноцветные бусы.
"Мимоза"
Нарисуйте на листе бумаги коричневым или чёрным фломастером веточку, а малыш, макая ватную палочку в жёлгую краску, пусть превратит её в мимозу.
"Следы животных"
Вместе с малышом приготовьте лист бумаги, закрашенный светло-голубой краской (фон).
"Зайка пробежал по зелёной травке, — говорите вы, — и оставил следы зелёного цвета. Лисичка осторожно кралась по белому снежку и оставила следы белого цвета. А мишка косолапый прошёл по осенней листве и оставил следы оранжевого цвета". Малыш, макая указательный и средний пальчики в гуашь, рисует (поочерёдно "шагает" пальчиками по листу) следы животных.
"Солнышко"
Нарисуйте жёлтой краской на листе бумаги круг. Предложите ребёнку из середины круга провести в разные стороны лучики. Рисовать лучики можно кисточкой или ватной палочкой.
"Еж"
Нарисуйте серой или коричневой гуашью на листе бумаги ёжика без иголок. Помогите малышу нарисовать ёжику иголки зубочисткой или спичкой.
"Салют"
Возьмите небольшой лист бумаги и вместе с малышом нарисуйте голубой фон ("небо"). Отдельно разведите гуашь разных цветов и с помощью кисточки или ватных палочек нарисуйте разноцветные маленькие кружочки ("салют").
"Весёлые кляксы"
Возьмите небольшой лист бумаги и согните его пополам. Развернув лист, на одной из сторон попросите ребёнка поставить жирную точку (кляксу, мазок). Вместе с малышом снова согните лист пополам и прижмите его чем-нибудь тяжёлым. Разверните лист, покажите ребёнку узор, который получился, и вместе пофантазируйте, на что он похож. Недостающие детали можно дорисовать фломастером.
"Золотая рыбка"
Вместе с малышом нарисуйте на листе бумаги рыбку и закрасьте её оранжевым цветом. Пока краска не высохла, возьмите зубочистку и покажите ребёнку, как нарисовать чешуйки.
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ.
Главной особенностью театрализованных игр является импровизация, которая помогает развивать творческое воображение. Можно предложить ребёнку сочинить сказку или придумать новую концовку для известной истории ("Красная Шапочка", "Три поросёнка"). Вы заметите, что сказки, придуманные детьми, намного добрее и интереснее существующих.
"Котёнок"
Попросите малыша изобразить сердитого и доброго котёнка; котёнка, который только что проснулся; котёнка, который потерял маму; котёнка, который хочет молочка, и т. д.
"Ожившие предметы"
Попросите ребёнка представить, что какой-либо предмет (например, швабра, стул и т. п.) — это живое существо. Пусть малыш придумает, что можно спросить у этого "существа", что оно ответит, во что с ним можно поиграть и т. д.
"Зеркало"
Встаньте с ребёнком друг против друга. Сначала вы изображаете мимикой какое-либо состояние (грусть, радость, удивление, гнев и т. д.), а ребёнок за вами повторяет. Затем поменяйтесь ролями.
"Показ мод"
Предложите ребёнку выбрать из своего или вашего гардероба нарядные костюмы. Включите музыку и устройте показ модной одежды. Покажите ребёнку, как ходят модели по подиуму, как они демонстрируют красивую одежду. Пусть малыш немного пофантазирует, подбирая себе костюмы.
"Фабрика звезд"
Поиграйте с ребёнком в звёзд эстрады. Несомненно, ваш малыш уже напевает популярные песни и знает некоторых исполнителей. Достаньте из шкафа нарядные платья и костюмы, включите музыку, дайте ребёнку в руки микрофон (его можно сделать самим) и пойте разные песни, меняя костюмы и причёски.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
Игры, предложенные в этом разделе, можно проводить с малышом дома, на прогулке, во время семейных праздников. Эти игры помогут развить у ребёнка ловкость, выносливость, уверенность в себе, чувство ритма и быстроту реакции. Сопровождайте игры стишками и песенками. Обязательно все движения выполняйте вместе с ребёнком, хвалите его, помогайте, если у него что-то не получается.
Так как ребёнок познаёт мир с помощью движения, то для нормального развития малыша необходимо увеличить число подвижных игр и развлечений, ведь для ребёнка движение — не только жизнь, но и счастье.
"Собираем мячики"
Вам понадобятся: небольшие мячики, примерно пять-десять штук, стул, корзина или коробка.
Разбросайте небольшие мячики по ковру. Поставьте на стул перед малышом корзину или коробку. Пусть он соберёт все мячики в корзину.
"Солнечный зайчик"
Вам понадобится: зеркальце.
В яркий солнечный день с помощью зеркальца наведите на стену световое пятно (солнечного зайчика). Медленно передвигайте "зайчика", чтобы малыш мог до него дотронуться:
"Топ-топ хлоп-хлоп"
Стоя с ребёнком в паре, предложите ему потанцевать. Ваша задача — научить малыша соотносить свои движения со словами песенки:
"Дорожка"
Вам понадобятся: верёвка или шнур, игрушка.
Разложите на полу верёвку или шнур зигзагом и предложите ребёнку пройти по этой "дорожке" на четвереньках. В конце "дорожки" положите игрушку.
"Маленькие и большие"
Вместе с малышом встаньте на носочки и поднимите руки вверх, соединив их в виде крыши над головой. Скажите ребёнку: "Это дом медведя, он большой".
Затем присядьте вместе с малышом на корточки, так же держа руки над головой. Объясните: "Это дом зайчика, он маленький".
После этого имитируйте движения медведя (ходьба на наружном своде стоп, руки на поясе) и прыжки зайчика (руки согнуты перед грудью).
"Зайка"
Держите ребёнка за руки и, напевая песенку, стимулируйте малыша к прыжкам на месте:
"Первый снег"
Стоя с малышом друг против друга и держась за руки, выполняйте соответствующие тексту стихотворения движения:
"Похлопаем, потопаем"
Напевая песенку на произвольный мотив, побуждайте ребёнка к выполнению тех действий, о которых в ней поётся:
"Лохматый пёс"
Один ребёнок изображает собачку и сидит на корточках, делая вид, что спит. Остальные дети водят вокруг него хоровод, тихо шагая. Ведущий читает стихотворение:
Затем "собачка" просыпается, встаёт и начинает "лаять". Дети убегают в разные стороны.
"Пузырь"
Возьмите ребёнка за руки, об разорвав маленький круг. Постепенно разводите руки в стороны.
"Лягушонок"
Вам понадобятся: небольшие подушки.
Разложите на полу небольшие подушки. Малыш — это "лягушонок", живущий в болоте. Подушки — это "кочки". Лягушонок прыгает с кочки на кочку и, свдя на кочке, высовывает язычок, как будто ловит комаров и мошек себе на обед.
"Хрупкое яйцо"
Вам понадобятся: шарик для пинг-понга, столовая ложка. Шарик ("яйцо") положите в ложку. Задача ребёнка — пронести в вытянутой руке ложку с "яйцом" и не уронить.
"Карусель"
Дети встают в круг, держась за руки, и бегут по кругу сначала медленно, потом — быстрее, а затем — опять медленно и, наконец, останавливаются. Ведущий читает стихотворение: