Как воспитывать непоседу?
Ребенок до года – уже личность, Или как научиться понимать своего малыша.
Ребенок начинает лепетать, произносить какие-то невнятные звуки, слова и целые предложения. Попробуйте понять, что он говорит. Во всяком случае, попробуйте. Это важно для него. Счастье, когда меня понимают. И не высмеивают. Ребенок – маленький человек, который проходит все этапы эволюции. Сейчас он в периоде первобытном. Палка-копалка для девочки – основной предмет освоения мира. А мальчику что-то схватить и принести в дом – это важно. Завтра наступит варварство: рушить и ломать, разбрасывать и собирать.
Пусть ребенок делает то, что ему нравится, что хочется. Понаблюдайте. Не спешите вмешиваться в этот процесс, даже если он затянулся по времени. Такая монотонность тоже нужна, в небольших количествах. Это гармонизирует психику. Потом предложите ему сделать шаг вперед. И освоить что-то новое, конечно с вашей помощью.
Посмотрите на малыша, прислушайтесь к себе, своим внутренним ощущениям и действуйте. Спонтанно, с использованием подручных средств. И с опорой на данную ситуацию. Например, малыш ходит от мамы к папе. Они сегодня оба дома. Он радуется текущему моменту. Ему даже на улицу не хочется, как хорошо с папой. Это как новая пища для растущего человека, манная каша-то поднадоела. И пусть мамочка не обижается, а использует момент и займется чем-то другим.
Почувствуйте, когда им обоим понадобится сменить вектор движения. Вот тогда и предложите что-то новое или более интересное малышу. А папа займется своими делами. У него тоже есть личные интересы. Если вдруг ребенок заплакал и вы сразу постарались его отвлечь: «А вот посмотри что там!» – он успокоился. И вроде бы хорошо и здорово. А почувствовал ли он себя удовлетворенным? Поняли ли его?
Не спешите «менять пластинку». Ребенок может быть обескуражен и дезориентирован. И может почувствовать, что его не понимают, не принимают всерьез. Не готовы идти навстречу его желаниям. Покажите, что вы понимаете его, посочувствуйте. Выразите это словами, эмоциями и действиями. А уже потом успокаивайте. Не получается? И только теперь меняйте вектор интереса.
Например, ребенок рвется к окну и сидит около него, завороженно вглядываясь в движения на улице, часами. Здесь прохладно. Вы тащите его от окна. Он упирается. И громко, безутешно плачет. Ваши действия:
• Я тебя понимаю.
• Здесь холодно и небезопасно.
• Что мы можем сделать?
• Давай оденемся.
• Давай постелем теплый коврик.
• Давай пойдем на улицу.