Как воспитывать непоседу?

Глава 1. Первый год жизни малыша.

Базовые потребности младенца.

Малыш родился, и вы счастливы. Мудрая акушерка положила ребенка на стол или кушетку в поле вашего зрения минут на 40, не меньше. В первые 4–6 часов жизни младенца осуществляется импринтинг – запечатлевание родителей, всех тех, кого ребенок будет искренне считать своими и за кем будет следовать. Так устанавливается раппорт – канал взаимных влияний между мамой и ребенком. Этот важный момент является основой безусловной любви и искренней привязанности между малышом и мамой на всю жизнь.
К груди лучше приложить не позднее чем через 6 часов после рождения младенца, иначе проблем взаимоотношений в будущем не избежать. Холодок будет чувствоваться всегда. Хорошо, чтобы папа тоже появился в эти часы в поле зрения младенца, выразил ему свою безусловную любовь, интерес и привязанность. Тактильно, эмоционально. А еще лучше передать ему искреннее послание. Скажите, как вы его ждали, любите и всегда будете любить. И он это воспримет.
Первый год жизни малыша – базовый и самый насыщенный с точки зрения развития. Удовлетворение потребностей и стимулирование – вот что нужно малышу в этом возрасте. И эмоциональное общение , разумеется. Говорите и приговаривайте. Пойте и напевайте. Лучше ритмично. Едва заметно интонируя свою речь. Ребенок воспринимает язык чувств.
В этот период необходимо сосредоточить все свое внимание на маленьком существе. Придется отказаться от многих личных привычек и полностью раствориться в ребенке.
Младенец познает мир исключительно через ощущения. Он плачем привлекает внимание и управляет поведением родителей. Малыш сосредоточен на себе и предметах, непосредственно его окружающих, главным образом движущихся. Он пока еще не понимает значения слов, но уже распознает тон разговора (ласковый или сердитый).
В первые 6 месяцев закладывается 60 % интеллекта ребенка за счет эмоционально-эмпатического общения. То есть ласки, внимания, точного реагирования на его запросы.
С 6 месяцев малыш начинает самостоятельно, держась за перила кроватки, вставать. Играет сам с собой не более 10 минут, пробует все на вкус, узнает людей и реагирует на них. Привыкает медленно, но надолго. Боится новых людей.
С 9 месяцев до года начинает ходить.
В этот период активно формируются социальные коммуникативные навыки и происходит эмоциональное развитие. Говорите со своим ребенком. Почаще что-то напевайте или ставьте хорошую музыку, звуки природы. Предлагайте малышу предметы ярких цветов, различных форм и фактур для познания мира. Интеллектуальное развитие ребенка сосредоточено вокруг функций внимания, распознавания и сравнения.
Хочу подчеркнуть, уважаемые читатели, важность эмоционального общения мамочки и младенца, благодаря которому стимулируется познавательная активность крохи, слияние знаний и навыков. Это должно быть не просто общение, а постоянный чувственный диалог между мамой и младенцем, который является чем-то бо́льшим, чем просто привязанность.
Задача минимум для мамочек – удовлетворить первые три потребности маленького человека. Потребность в безопасности является базовой. Она проживается в возрасте от рождения до трех месяцев. Если развитие происходит благоприятно, то удается выйти из фонового ощущения страха в ощущение безопасности. Я здесь, я с тобой, я тебя не оставлю.
Базовые потребности младенца. Как воспитывать непоседу? Вторая стадия цикла контакта мамы и малыша – глобальная потребность в привязанности (в зависимости). Я люблю тебя и буду любить всегда. Несмотря ни на что. Ребенку сложно выжить, не будучи привязанным к матери. Не будучи глубоко и искренне любимым. Используя свои возможности выражения привязанности, ребенок активирует систему материнского поведения и получает нужный уход и необходимые для выживания и развития вещества. Эти особенности поведения активно проявляются в период с двух-трех до шести-восьми месяцев после рождения малыша. После прохождения стадии обеспечения безопасности и стадии формирования привязанности к маме наступает стадия манипулирования . Она удовлетворяет потребность в свободном действии и взаимодействии . Ребенок начинает осваивать предметный и социальный мир. Длится эта стадия до 2–3 лет. Каждый ребенок переживает период, характеризующийся сильным чувством самовлюбленности. При нормальном развитии личности ребенка это не наносит вреда и является нормальным. Чтобы ребенок был здоровым и счастливым в период до 6–7 месяцев, надо просто удовлетворять его первичные человеческие потребности. Очень распространена привычка реагировать на каждый писк ребенка соской или грудью. А может, стоит попробовать разобраться в причине отчаянных сигналов ребенка? Эта задачка посложнее. Для начала обнимите малыша, выразите ему свою любовь и готовность защитить. Поговорите с ним. Да, да, не удивляйтесь, надо как можно чаще говорить с младенцем. Или просто приговаривать. И не тревожьтесь чрезмерно. Вдохните и выдохните. Момент перед выдохом – точка оптимального напряжения матери, это зона эмоционального спокойствия. Помните, что ваши ощущения передаются малышу. Выложите ребенка на животик. Не помогает? Смените одежду, поменяйте подгузник, дайте больше света, проветрите комнату. Отвлеките на новые приятные звуки, хорошую музыку. Покажите что-нибудь яркое. Дайте ему попить. Успокоился? Можно передать ребенка, на время, в другие руки. В сильные и спокойные руки папы, теплые руки бабушек и дедушек, надежные руки братьев и сестер, нежные руки подруг и знакомых. Пусть это будут люди с другим эмоциональным состоянием, а главное, не напряженные. Ну вот, успокоился на руках близкой подруги. Вот вам и крестная для малыша. Так завязываются новые отношения, крепкие привязанности в своем кругу. Кроме кормления ребенку нужны любовь, комфорт, безопасность, тепло и защита. Только получая все это, малыш начнет активно проявлять себя, взаимодействовать с людьми и предметами, действовать и развиваться. И это покажут последующие два года. На первом году жизни мама – главный человек для крохи, она его защита, опора, источник жизни, пищи и эмоций. На втором году – папа, от мамы малыш отделяется. Приходит время осознавания, а значит – развития рациональных навыков. В третий год – малыш главный в доме, поскольку в нем начинает проявляться его Я. Нужно развивать навыки самостоятельности и самообслуживания. И свое МОГУщество он должен удовлетворить полностью. И заметьте, сфера образовательных и воспитательных услуг сегодня велика. И не очень адекватна с точки зрения соотношения цены и качества. Нелегко, но тем не менее можно найти помощников в воспитании детей любого возраста. Нужно ли это делать или лучше попытаться справиться с этим самим? Ведь развитие детей предполагает контакт с ними, взаимодействие и взаимопонимание, которые необходимо поддерживать в разные периоды жизни, в каждом вопросе. До года рекомендуется справляться с заботой о малыше самостоятельно. Няню можно подключить к выполнению бытовых обязанностей: уборка квартиры, поддержание чистоты одежды малыша, осуществление покупок. Дети дают уникальные возможности развивать в себе умение сосуществовать и быть полезными всегда. Кроме того, дети дают уникальную возможность психологически реабилитироваться и исправить ошибки, допущенные в воспитании нас самих. Или наоборот, закрепить и преумножить просчеты наших собственных родителей. Любить своего ребенка и слышать его – понятия идентичные. Малыш хочет погулять, а вы увлечены телевизором, книгой, работой или гостями. Объяснять ребенку, что погулять с друзьями сейчас невозможно, – бесполезное занятие. Можно, конечно, предложить посмотреть мультфильмы, но это не выход. В таком случае один из родителей должен пойти погулять или поиграть с малышом. Потом другой меняет пост № 1. И все довольны. А если ребенок болен, но при этом стремится на улицу? Вперед! Но только на 10 минут. Продышаться. Возможно, ребенку просто надо сменить «картинку», он устал от однообразия. Вернемся к главному. Ребенку нужен фон любви. Когда в доме живет любовь, обо всем другом можно не беспокоиться. Это самая благоприятная и питательная почва для развития здоровой психики малыша. И не только. Чтобы всем в семье реализоваться, эта самая любовь необходима как воздух. И даже уровень интеллекта ребенка зависит от разумной любви к нему. Члены семьи хорошо чувствуют друг друга, внимательны и ориентированы на потребности близких, своевременно и в полной мере их удовлетворяют. Степень воздействия друг на друга наиболее оптимально также регулируется этим чувством. Почему? Потому что потребность в любви – это одна из базовых потребностей. И пока она не будет удовлетворена – ни о чем другом маленький человек не помышляет, не испытывая удовлетворенности от жизни. Взрослого это касается тоже. Даже самка животного проявляет нежные чувства к своим малышам, обеспечивая им необходимые для комфортного самоощущения эндорфины – гормоны счастья. Однако любовь матери и отца разная. Мама любит безусловной любовью, просто за то, что он (ребенок, разумеется) есть, и таким, каков он есть. Любовь папы условная: требовательная и справедливая. Он любит малыша за конкретные достижения в развитии, эффективное поведение и результативную деятельность. Он горд, когда трехлетний малыш знает буквы, говорит предложениями, рассуждает о мире. Такая любовь ребенку нужна тоже. Иначе достижений и нормальной социальной адаптации ждать не приходится. Без двух этих типов любви ребенку не состояться и не быть счастливым. Инстинктивная программа материнства включается не у всех женщин после родов. Впрочем, и у детей тоже естественная любовь к родителям возникает не всегда. Это случается, когда мама и ребенок к родам не готовы, когда ребенок недоношен или, скажем, не был выложен перед ней в первые часы после появления на свет. Между ними не осуществлен импринтинг – запечатлевание друг друга, – который и обеспечивает безусловную привязанность двух самых дорогих существ. Истинная привязанность также не возникнет, если мама в первые 6–7 месяцев не транслирует настоящий образ матери, с ее безусловной привязанностью, принятием и хорошим уходом за малышом.Бывает, что матери эмоционально холодны к детям. Они более эгоистичны, но детей обеспечивают всем необходимым. Так, материально, они проявляют свою любовь и заботу.