Самоучитель настоящей психологии.

Настоящая Любовь может начать развиваться только в саттве, так как истинная Любовь без-корыстна, а без-корыстие — это качество саттвы.

Эго саттвичного человека воспринимает себя и других как равные частицы этой Вселенной. Он проявляет уважение к себе и к остальным и без-корыстен в своих мыслях и поступках. Человек понимает, что счастье заложено в нем самом, и он не пребывает в погоне за счастьем. Саттвичные люди излучают счастье и отдают его другим.

Чистота — это тоже качество саттвы. Чистота бывает на внешнем плане (чистота в вашем доме, чистота тела) и на внутреннем (чистые мысли и благочестивые действия, полные без-корыстия и мотивированные любовью, чистота ума, который не загрязнен лишними мыслями и находится в настоящем). Поскольку внешний и внутренний уровни всегда влияют друг на друга, важно поддерживать чистоту вокруг себя на внешнем уровне, чтобы энергия грязи (тамас) не проникла во внутренний уровень.

Если коротко подытожить, что такое саттва, то это состояние просветления, гармонии, баланса, здоровья, спокойствия ума, без-корыстия, смирения и правильного, ясного мировосприятия. В таком состоянии человек живет подлинной здоровой, счастливой и успешной жизнью.

Ум в страсти.

В раджасе ум отклоняется от своей естественной природы ясности, спокойствия и гармонии, и в нем начинается бурный и активный мыслительный процесс. Представьте опять пруд, метафорически символизирующий ум. Человек, стоящий на берегу, один за другим бросает в воду камешки, от чего ее поверхность покрывается рябью и небольшими волнами. Из-за ряби и волн отражение искажается.

Чем больше камней и чем они тяжелее, тем менее спокойной становится вода.

Каждый брошенный в воду камень — это возникшая мысль. Чем больше мыслей, чем сильнее они будоражат наш ум, тем больше искажается наше мировосприятие. Когда наш ум беспокоен, нам сложнее увидеть объективную реальность, так как ее восприятие проходит через своего рода умственный фильтр.

В раджасе человек смотрит на мир через оболочку, искажающую реальность. Будто на лампочку накинули красный платок: свет будет излучаться, но у него будет неестественный красный оттенок.

В раджасе эго действует так, что человек все-таки видит окружающее и себя в нем, но картина мира у него искажена, и поэтому он ставит себя выше, хочет выделиться. Эго настроено не на отождествление себя с Богом и Душой, его позиция — «может быть, Бог и существует, но я справлюсь и без него». Человек не видит того, что он является неотъемлемой частицей мироздания, считает себя существом, отдельным от этого мира.

Эго в раджасе выделяет человека из окружающего мира, создает иллюзию обособленности, и ощущение единства со Вселенной значительно уменьшается. Человек отождествляет себя со своим телом и тем, что ему принадлежит, мыслит категориями «я» и «мое» — мое тело, моя семья, моя страна. Все, что «не его», для него интереса не представляет.

Самооценка такого человека может колебаться то вверх, то вниз и не соответствует реальности. Обычно в раджасе самооценка завышена и эго раздуто. Но то, что сильно раздуто, легко лопается. Такие люди часто переоценивают себя и свои возможности и ставят перед собой труднодостижимые или вообще нереальные цели.