Самоучитель настоящей психологии.

В раджасе люди излишне активны, склонны совершать поступки, без которых можно обойтись.

С точки зрения раджасичного человека, счастье находится вовне. Если в саттве человек понимает, что все счастье находится внутри нас, то в раджасе он начинает искать счастье во внешнем мире и впадает в бесконечную погоню за счастьем. Эго делает человека зависимым от внешних обстоятельств и своих иллюзорных желаний: «Если я обладаю, то я счастлив». Но на самом деле это иллюзия, так как мы всегда можем потерять то, что имеем, а счастье не должно зависеть от того, чего так легко лишиться.

Цели, которые ставит перед собой человек в раджасе, и от достижения которых он ставит в зависимость свое счастье, тоже иллюзорны — ведь наши ненасытные ум и чувства никогда не бывают удовлетворены: стоит нам достичь чего-то одного, они тут же захотят другого, им постоянно требуются новые впечатления. Из-за этого у раджасичного человека возникает множество целей и объектов, которыми он хочет обладать, и его жизнь превращается в постоянную погоню за чем-то. Даже не достигнув первой цели, он может отвлекаться на другие привлекательные объекты, распыляя энергию.

В погоне за счастьем человек не осознает своего предназначения, принимает за него иллюзию, считая, что некие занятия или предметы сделают его счастливым. И счастье, в его понимании, возможно лишь при достижении определенного положения в обществе или выполнения какой-то социальной роли, а здесь и сейчас его не существует.

Из-за таких иллюзорных целей в погоне за счастьем человек уходит от своей истинной природы и предназначения, что может быть очень опасно: если человек не живет согласно своему предназначению, его ожидают удары судьбы. А так как человек в раджасе воспринимает реальность в искаженном виде, он не понимает, почему на него обрушиваются эти удары судьбы, и пытается обвинить других вместо того, чтобы разобраться в самом себе и понять, в чем истинные причины его проблем.