Самоучитель настоящей психологии.
■ физическом,
■ социальном,
■ интеллектуальном,
■ духовном.
Или по крайней мере стремится стать гармоничной на 4-х уровнях и работает над собой в этом направлении.
В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье трактуется как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».
По весьма схожему определению аюрведы, здоровье — это гармония на четырех уровнях.
1. Арогья — «отсутствие (пас) физических страданий (roga)». Это базовый уровень, так как для прогресса на всех остальных уровнях нам необходимо здоровое тело и умиротворенный ум.
2. Сукхья (или сукха) — мирское счастье или счастье нахождения в социуме. Благополучие, которое человек ощущает в обществе. Удовлетворенность от взаимоотношений, от профессиональной деятельности и материального благосостояния. Отсутствие страданий на данном уровне означает то, что у человека с каждым днём улучшаются отношения с окружающими, а его деятельность приносит как внутреннее удовлетворение, так и благо для общества. Счастливая семейная жизнь.
3. Свастхья — душевное спокойствие, то есть понимание своей собственной природы, духовной природы, осознание конечности и иллюзорности материального мира. Душевное равновесие возможно лишь при спокойствии ума и чувств, что достигается через их контроль и знание цели жизни.
4. Ананда — духовное счастье, духовное блаженство, духовное благополучие. Состояние постоянно увеличивающегося, безграничного счастья, которое не зависит от внешних обстоятельств. Умение оставаться в равновесии, что бы ни произошло. Умение быть удовлетворенным тем, что имеешь, не испытывая горестей по поводу отсутствия желаемого. Умение быть счастливым безусловно — просто потому, что ты есть!
В одном из величайших трудов по аюрведе — «Аштанга Хридая Самхите» — состояние здоровья описывается следующим образом:
«Когда сочетание отношения ко времени, отношения к объектам чувств и нашей деятельности является бедным, несовершенным, недостойным, извращённым и чрезмерным, это становится главной причиной болезни. Если же союз этих факторов является правильным, совершенным и безупречным — это главная причина здоровья» (АХС 1-1-16).
«Тот, кто всегда склонен к здоровой пище и праведным действиям, тот, кто умеет различать (во всем дурное или хорошее и затем поступать мудро), кто не привязан (чрезмерно) к объектам чувств, кто развивает в себе милосердие, рассматривает всех как равных (достойных любви), кто правдив, сострадателен и пребывает в обществе праведных, тот освободится от всех болезней» (АХС 1-4-36).