Мифы Северной Европы.
Глава 28. Гибель богов.
Закат богов.
Одной из отличительных черт германо-скандинавской мифологии является вера в смертность богов. У асов было начало; следовательно, у них должен быть и конец. Так как боги произошли от богов и великанов, то они были несовершенны и были обречены на смерть. Как и люди, они должны были умереть, чтобы души их достигли бессмертия.
Таким образом, вся германо-скандинавская мифология представляет собой драматическое произведение, в котором есть кульминация и трагический конец, а наказание и награда присутствуют в равной степени. В предыдущих главах было показано постепенное возвеличение и упадок богов. Мы увидели, как асы смирились с присутствием среди них зла, олицетворяемого Локи, как они безвольно следовали его советам, позволяя ему втягивать себя в различные авантюры, из которых могли выпутаться, только поступившись своими ценностями или покоем. В итоге он обрел над ними такую власть, что осмелился лишить их самого ценного, что у них было, – чистоты и невинности, олицетворяемых Светлым Бальдром.
Боги слишком поздно осознали, насколько злобен этот дух, обитающий рядом с ними, и слишком поздно решили изгнать его на землю, где люди, как и боги, прислушивались к советам Локи и подверглись его разлагающему влиянию.
Фимбульветер.
Увидев, что преступность принимает угрожающие размеры и на земле уже не осталось добра, боги поняли, что старые пророчества сбываются и недалек уже час Рагнарёка, сумерек богов. Соль (Солнце) и Мани побледнели от ужаса и дрожащей рукой правили своими колесницами, с опаской оглядываясь на преследующих их волков, готовых поглотить их. Когда же с лиц их сошла улыбка, то на земле стало мрачно и холодно, и началась суровая «великанская зима» Фимбульветер. Снег валил со всех сторон, злые ветры дули с севера, и вся земля была под толстым слоем льда.
Эта суровая зима длилась три года, а затем еще три года, и не осталось на земле ничего радостного, а преступлений становилось все больше, пока в борьбе за жизнь люди совсем не разучились сострадать.
Волки на свободе.
В темной чаще Ярнвида (Железный лес) великанша Ярнсакса или Ангрбода взрастила потомков Фенрира – волков Хати (ненавистник), Скеля (обман), и Манагарма (лунный пес), вскормив их костями убийц и прелюбодеев. И так как много совершалось на земле таких преступлений, то ненасытным чудовищам всегда было достаточно еды. Они быстро выросли, а потом бросились вслед за Соль и Мани и в конце концов проглотили их, затопив землю кровью, капающей из их пастей.
Вся земля содрогнулось, когда случилось это несчастье, звезды в ужасе упали с небосвода, а Локи, Фенрир и Гарм, собравшись с силами, разорвали сковывающие их цепи и отправились мстить. В это же самое время дракон Нидхёгг прогрызает корень ясеня Иггдрасиля, сотрясая его. Тогда начинает громко кричать красный петух Фьялар, сидящий на чертоге Вальхаллы, и ему вторят петух Мидгарда Гуллинкамби (золотой гребешок) и темно-красная птица Хель в Нифльхейме.
Хеймдалль бьет тревогу.
Хеймдалль, разгадав эти зловещие знаки и услышав пронзительный крик петуха, трубит в рог Гьяллархорн, который слышно во всем мире. При первом же звуке рога асы и эйнхерии вскакивают со своих золотых скамей и с грозным видом покидают великий чертог, вооружившись для предстоящего боя. Оседлав своих ретивых коней, они скачут по дрожащему мосту-радуге на поле брани Вигрид, где, как предсказывал Вафтруднир, должна состояться последняя битва.
Морские чудовища.
От шума просыпается ужасный змей Мидгарда Ёрмунганд и, извиваясь так, что огромные волны вздымаются в океане, выползает на землю, чтобы присоединиться к смертельной битве, в которой ему отведена немаловажная роль.
На одной из этих огромных волн, поднятых Ёрмунгандом, плывет корабль мертвых Нагльфар, целиком построенный из ногтей мертвецов, чьи родственники пренебрегли своим долгом и не подстригли ногти умерших перед погребением. Как только корабль отправляется в плавание, на борту появляется Локи с ужасающим призраком из Муспелльсхейма и ведет корабль к месту последней битвы.
На поле Вигрид из густого тумана на севере появляется еще одно судно: корабль Хрюма. На корабле находятся все инеистые великаны, вооруженные до зубов и готовые насмерть биться с асами, которых они всегда ненавидели.
Подземные чудовища.
В это же самое время богиня преисподней Хель сквозь расщелину проникает на поверхность земли, а с ней злобные обитатели ее мрачного царства подземный пес Гарм и дракон Нидхёгг, который, пролетая над полем боя, несет на своих крыльях тела погибших.
Как только Локи ступил на землю, он с радостью приветствует прибывшее подкрепление и, став во главе войска, поведет его в наступление.
Вдруг разверзнутся небеса, и в сопровождении сыновей появится Сурт со своим пылающим мечом. Когда же они поедут по мосту Биврёст, чтобы напасть на Асгард, радужный мост с грохотом обрушился под копытами их коней.
Боги видели, что конец их близок и что из-за их слабости и недальновидности они оказались на краю пропасти: у Одина был лишь один глаз, Тюр был однорук, а Фрейр мог защитить себя лишь клыком вепря, так как непобедимого меча у него не было. Однако асы не показывают своего отчаяния, и, как истинные древнескандинавские воины, надев на себя свои самые роскошные одежды, радостно направляются на поле боя, намереваясь дорого отдать свою жизнь.
Пока они готовятся к битве, Один еще раз побывает у источника мудрости Урд, где под кроной ясеня Иггдрасиля сидят молчаливые норны с лицами, закрытыми вуалью. У их ног лежат разорванные нити судеб. Отец богов еще раз шепчет тайное послание Мимиру, после чего садится на Слейпнира и присоединяется к воинам.
Великая битва.
Воины собираются на широкой равнине Вигрид. На одном краю стоят суровые и спокойные асы, ваны и эйнхерии, а на другом – все, кого собрал Сурт: мрачные инеистые великаны, мертвенно-бледные воины Хель, Локи и его ужасные приспешники, Гарм, Фенрир и Ёрмунганд, изрыгающие огонь, дым и ядовитые смертельные пары, которые заполнили собой небеса и землю.
Накопившаяся за долгие годы и с трудом сдерживаемая ненависть теперь вырвалась наружу. Противники сражались с мрачным упорством, как в былые времена – плечом к плечу, лицом к лицу. С громом, от которого сотряслось все вокруг, сошлись друг с другом Фенрир и Один, в то время как Тор бьется со змеем Мидгарда, а Тюр схватился с псом Гармом. Фрейр сражается с Суртом, Хеймдалль – с Локи, над которым он уже брал верх. Остальные боги и эйнхерии бились с равными себе по силе. Но, несмотря на серьезные приготовления в небесном городе, обитатели Вальхаллы обречены на поражение, и первым из них было суждено пасть Одину. Безграничного мужества и достоинств Всеотца оказалось недостаточно для победы над злом, воплощенным в волке Фенрире. Каждое мгновение битвы громадный волк все увеличивается, пока его широко раскрытая пасть не займет все пространство между небом и землей, и тогда ужасное чудовище бросится на отца богов и проглотит его.
Никто из богов не сможет помочь Всеотцу в этот решающий момент, так как это тяжелое время для всех них. Фрейр бьется изо всех сил, но своим пылающим мечом Сурт нанес ему смертельную рану. Хеймдалль, сражающийся со своим заклятым врагом Локи, поначалу одерживает верх, но в итоге падает мертвым. Борьба между Тюром и Гармом также закончится трагически для бога, а Тор, после ужасного боя со змеем Ёрмунгандом, в котором он убьет его ударом меча Мьёлльнира, отойдет назад на девять шагов и утонет в яде, который вытек из пасти умирающего чудовища.
Вот с дальнего конца поля боя спешит Видар отомстить за смерть своего любимого отца. Свершится проклятие, наложенное на Фенрира. Видар наступает на нижнюю челюсть волка, а руками хватает верхнюю и одним рывком разрывает Фенриру пасть.
Всепожирающий огонь.
Так как все остальные боги и эйнхерии, принимавшие участие в битве, падут, Сурт внезапно метнет огонь на небеса, землю и все девять миров преисподней. Бушующее пламя охватит ствол Мирового ясеня Иггдрасиля и достигнет золотых чертогов богов, поглощая все на своем пути. Вся земная растительность будет уничтожена, а от страшной жары закипит вода.
Огромный пожар будет разгораться, пока не поглотил все вокруг, и тогда почерневшая и растрескавшаяся земля исчезнет в кипящих водах океана. Наступает Рагнарёк. Мировая катастрофа свершается, боги убиты, и все возвращается к изначальному хаосу. Но как и в пьесе, после того как главные герои погибают и опускается занавес, зрители все еще ждут выхода на сцену любимых актеров, так же в древних скандинавских сагах: когда все зло сгорает в пламени Сурта, на пепелище возрождается добро, которое вновь начинает заполнять собой землю, и тогда некоторые боги смогут навсегда вернуться на небеса.
Возрождение.
Древние народы верили в возрождение души и считали, что по прошествии некоторого времени земля, очищенная огнем и морской водой, вновь возродится во всей своей изначальной красе и будет купаться в лучах солнца, чьей колесницей будет теперь править дочь Соль, рожденная еще до того, как волк поглотил ее мать. Новое дневное светило не будет столь жарким, как первое, и его лучи уже не такие длинные и горячие, и поэтому не будет необходимости защищать землю от него. Под этими ласковым лучами солнца земля вновь покроется растительностью, появятся цветы и фрукты. Из рощи Ходдмимир (роща Мимира) выйдут два человека, женщина Лив и мужчина Ливтрасир, укрывшиеся там, когда Сурт поджег мир. В роще они заснули спокойным сном, не подозревая о разрушениях, творящихся вокруг них, а будут питаться они утренней росой. Выйдут же они из чащи тогда, когда все вокруг успокоится, и станут жить на возрожденной земле, которую населили их дети.
Новые небеса.
На поле боя Вигрид погибнут все боги, которые олицетворяли собой силы природы, однако непобедимые Вали и Видар вернутся на Идавёлль-поле, где они встретят богов силы и энергии сыновей Тора Моди и Магни, которым удастся спасти волшебный молот отца от пожара.
К ним присоединится и Хенир, вернувшийся из изгнания у ванов, которые также исчезли с лица земли навсегда, как преходящие явления природы. Из темных недр земли, где он так долго томился, выходит сияющий бог Бальдр со своим братом Хедом. Братья помирятся друг с другом и станут жить в полном согласии. Прошлое забыто навсегда, и оставшиеся в живых боги уже без горечи вспоминают о нем. Однако память о павших все еще была им дорога, и они часто возвращаются на места былых собраний, которые вызывают у них милые воспоминания. Именно в один из таких дней, бродя в густой траве Идавёлль-поля, они найдут золотые диски, метанием которых раньше забавлялись асы.
Когда же оставшиеся в живых боги вернулись туда, где раньше стояли их дворцы, то с изумлением увидели, что после пожара уцелел Гимле, самый высокий божественный чертог, а его золотая крыша своим сиянием затмевала солнце. Они вошли туда и к своей радости увидели, что чертог этот стал прибежищем всех добродетельных воинов.
Несмотря на то что осевшие в Исландии викинги, чье поклонение Одину практически полностью отражается в дошедших до нас эддах и сагах, полностью перешли в христианство только в XI веке, во время набегов на протяжении шести столетий до этого они постоянно вступали в контакты с христианами. Так что вполне возможно, что скандинавские скальды переняли что-то из христианского вероучения. Эти знания оказывали определенное влияние на их творчество, как, например, на видение скальдами конца света и возрождение земли. Возможно, именно влиянием христианства можно объяснить тот факт, что к Эдде был добавлен стих, в котором утверждается, что в Гимле придет править новый Бог, имени которого называть нельзя. Со своего божественного престола он будет судить человечество и отделять добро от зла. Грешники будут изгнаны к границам Настрондии, а благодетельные люди попадут в благословенный чертог Гимле.
Упоминается еще два божественных чертога – один для карликов, а второй – для великанов, ибо, так как эти создания, не обладая свободной волей и слепо повинуясь судьбе, не несут ответственности за совершаемое ими зло, они, следовательно, не могут быть наказаны.
Карлики, которыми правил Синдри, обитали в чертоге в горах Нида, где пили пенистое пиво. Великаны же нашли пристанище в чертоге Бример в районе Околнур (не холодный), так как холод утратил власть и на земле больше не было льда.
Конечно, различные мифологи предпринимали попытки истолковать эти мифы. Некоторые, как мы уже замечали, видели в мифе о конце света Рагнарёк влияние христианства и версию о конце света и предстоящем судном дне, когда возродятся новое небо и земля, а добро будет вознаграждаться вечным блаженством.