Психология личности.

7.6.1. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значимость деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

Инструкция.

Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для вас по пятибалльной шкале.

7.6.1. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана). 7.6. Мотивация педагога и удовлетворенность профессией. Глава 7. Мотивация поведения, учения и выбора профессии. Психология личности.

Обработка.

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

7.6.1. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана). 7.6. Мотивация педагога и удовлетворенность профессией. Глава 7. Мотивация поведения, учения и выбора профессии. Психология личности.

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе, возможно, и дробное).

Интерпретация.

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний:

ВМ > ВПМ > ВОМ И ВМ = ВПМ > ВОМ.

Наихудшим мотивационным комплексом является тип.

ВОМ > ВПМ > ВМ.

Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.

При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.

Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми.

ВОМ > ВПМ > ВМ. 7.6.1. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана). 7.6. Мотивация педагога и удовлетворенность профессией. Глава 7. Мотивация поведения, учения и выбора профессии. Психология личности.

И первый, и второй мотивационный комплекс относится к одному и тому же неоптимальному типу:

ВОМ > ВПМ > ВМ.

Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.

7.6.2. Удовлетворенность избранной профессией. (Методика А. А. Реана, модификация методик В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой).

Методика позволяет определить удовлетворенность учителя избранной профессией на основе подсчета индекса удовлетворенности ИУ.

Первичная обработка заключается в подсчете баллов, выбранных испытуемыми при ответе на следующие вопросы (каждая шкала имеет 5-балльную градуировку).

Шкала А. Удовлетворены ли вы избранной профессией?

Шкала В. Хотели бы вы, оставаясь специалистом в своей области (биологом, историком, физиком и т. д.), работать не в школе?

Шкала С. Если бы вам снова пришлось выбирать профессию, выбрали бы вы профессию учителя?

Шкала А 1_____2_____3_____4_____5.

Шкала В 1_____2_____3_____4_____5.

Шкала С 1_____2_____3_____4_____5.

Значения ответов: 1 – «нет»; 2 – «скорее нет, чем да»; 3 – «не знаю»; 4 – «скорее да, чем нет»; 5 – «да».

Обработка.

Первичные баллы по шкале В переводятся в обратные следующим образом:

1 Балл соответствует 5 единицам;

2 Балла – 4 единицам;

3 Балла – 3 единицам;

4 Балла – 2 единицам;

5 Баллов соответствуют 1 единице.

Подсчитывается индекс удовлетворенности ИУ как усредненная сумма баллов по всем трем шкалам. ИУ = (А + В + С) / 3.

Полученный результат сравнивается с нормативами:

От 1 до 1,5 балла – удовлетворенность очень низкая (неудовлетворенность); от 1,6 до 2,5 балла – удовлетворенность ниже среднего; от 2,6 до 3,5 балла – удовлетворенность средняя; от 3,6 до 4,5 балла – удовлетворенность выше среднего; от 4,6 до 5 баллов – удовлетворенность высокая.