Как продлить быстротечную жизнь.
ГЛАВА 17. БОЛЕЗНЬ ДВИЖЕНИЯ.
Как провожают пароходы?
Совсем не так, как поезда.
Морские медленные воды -
Не то что рельсы в два ряда.
Константин Ваншенкин.Возможно, более понятным могло бы быть другое название этой главы – например, почему мы укачиваемся, но в медицине предпочтение отдано термину «болезнь движения», а поэтому и мы не будем придумывать новое название, а попытаемся всего лишь по-иному взглянуть на эту проблему.
Многие из нас даже не подозревают, что подвержены укачиванию, пока не оказываются в самолете или на корабле. Но не только на этих видах транспорта происходит укачивание – для некоторых людей такую опасность представляет и автомобильный, и железнодорожный транспорт. Укачиваются даже космонавты.
Вот что по этому поводу говорит космонавт Павел Попович: «Знаете, для нас врагом номер один была и останется невесомость. Даже животные (собаки, обезьяны и лягушки) на орбите через 4–5 часов полета начинали вести себя неадекватно. Они становились пассивными, ничего не ели, не пили. Ученые стали вживлять им в мозг датчики, но к разгадке это нас не приблизило. Но прилетали зверюшки вроде нормальными. Гагарин летал полтора часа, а нужно, как минимум, четыре-пять, чтобы что-то почувствовать. По этой причине и Титова хотели запустить всего на пять витков (примерно 7,5 час), а на шестом посадить. Но потом Сергей Королев передумал и решил запустить Титова на сутки, но с условием, что в случае плохого самочувствия он должен сесть в любое время суток на любую территорию. И вот проходит 5 часов лета Титова, и он начинает скисать. Медики дали Титову команду закрыть глаза и попробовать не шевелиться – и на следующем витке он снова повеселел. После этого нас стали тренировать на центрифуге. Сами космонавты называют эти жесточайшие тренировки гестаповскими. И все же и после этого были космонавты, которые не выдерживали невесомости, и на борту у них начиналась тошнота и рвота. И в таких случаях им рекомендовалось закрыть глаза и не делать никаких резких движений, и все проходило».
Что же лежит в основе этой болезни? До настоящего времени ученым не удавалось правильно ответить на этот вопрос.
Эту болезнь напрямую связывали с работой вестибулярного аппарата. Последний расположен во внутреннем ухе и координирует равновесие тела. Поэтому наиболее вероятной считалась гипотеза сенсорного конфликта. «Укачивание происходит оттого, – считает профессор-отоларинголог Р. Тарнопольский, – что мозг получает неправильную информацию об окружающей среде. Чтобы поддерживать организм в равновесии, система органов чувств постоянно собирает информацию о том, что нас окружает, и направляет ее во внутреннее ухо; там, словно в компьютере, информация преобразуется и посылается в мозг». Из этой цитаты трудно понять и почему мозг получает неправильную информацию, и почему от такой информации нас начинает тошнить.
Приведу еще одну цитату. «В соответствии с теорией сенсорного конфликта в центральной нервной системе существует своеобразный банк информации, или блок нервной модели раздражителя, который связан с блоком сравнения информации. В последнем сопоставляются сигналы, поступающие от органов чувств и из блока нервной модели. Когда сигналы, стимулированные движением человека, соответствуют хранящейся в памяти нервной модели раздражителя, сенсорного рассогласования не происходит и человек не испытывает каких-либо неприятных ощущений. Если же входные сигналы не согласуются с хранимой в памяти информацией, то вырабатывается сигнал рассогласования. Под его действием перестраивается нервная модель, и в то же время он вызывает реакции организма, которые проявляются симптомами болезни движения. Поскольку она развивается в различных ситуациях (в воздухе, на воде, в невесомости), то, скорее всего, существует многообразие „сенсорных конфликтов“. Но сама теория в общем-то универсальна для различных форм болезни движения» (Э. Мацнев, доктор мед. наук).
И из последней цитаты нам тоже не очень-то понятно, как рассогласованные сигналы, если таковые и имеются, могут вызывать тошноту и рвоту при укачивании.
Однажды я плыл на большом теплоходе из Одессы в Ялту. Только сели ужинать, началась сильная качка. Все пассажиры быстро разошлись по своим каютам. В лежачем положении качка переносилась немного легче, но состояние мое было далеко не комфортным. Пришли в Ялту – волнение на море не утихало. Пассажиры выходили на берег утомленные и подавленные. Но каково же было мое удивление, когда рядом с нашим теплоходом я увидел небольшой буксир, который, как поплавок, резко переваливался с борта на борт, а на его палубе стояли три члена экипажа и спокойно разговаривали. Как видно, моряки, в отличие от простых пассажиров, не подвержены качке. Или это особые люди, или они прошли соответствующую тренировку? Да, моряки редко страдают от укачивания, но исторические факты утверждают, что и здесь не обошлось без исключений. Например, адмирал Нельсон, известный своими победами в морских сражениях, за всю свою жизнь, значительная часть которой прошла на борту военного судна, так и не смог побороть укачивание и всегда при шторме страдал от жестоких приступов морской болезни.
При укачивании человек испытывает общее недомогание, он теряет аппетит, у него появляются головокружение, тошнота, а иногда и рвота. У одних людей при повторном использовании того вида транспорта, который провоцировал у них укачивание, симптомы болезни движения ослабевают, а у других – нет.
Почему опытный летчик не испытывает укачивания, сидя за штурвалом самолета, но может почувствовать эту болезнь уже как пассажир на незнакомом самолете?
Почему космонавт, годами тренировавший свой вестибулярный аппарат на земле, оказавшись в космосе, может почувствовать укачивание, ведь на орбите нет ни воздушных ям, ни резких поворотов?
Кстати, о поворотах. Если среди пассажиров самолетов от укачивания страдают в среднем до 15 %, то на железнодорожном транспорте не больше 0,15 %. Но если учесть, что железнодорожным транспортом пользуется огромное число людей, то в общем страдающих от укачивания на этом транспорте больше, чем на самолетах. А что особенно для нас важно, так это то, что на железнодорожном транспорте больше всего укачиваются пассажиры скоростных поездов. И именно последнее обстоятельство наводит нас на мысль об истинной причине укачивания. И здесь оказывается, что мы страдаем не столько от укачивания, а точнее, вовсе не от укачивания, а от элементарного страха, а если сказать помягче, от беспокойства.
Многие помнят песню «Как провожают пароходы», а в ней имеются такие слова:
Всего два слова этой песни – «волнений больше» – и являются ключевыми в объяснении причины болезни движения. То есть эта болезнь возникает не от расстройства вестибулярного аппарата или из-за какого-то сенсорного конфликта, а из-за чувства страха, сознаваемого нами явно или неявно (нашим подсознанием). А чувство страха (или беспокойство) вызывает усиленную работу нашего мозга, что приводит к ощелачиванию крови (смотрите 2-ю, 14-ю и 18-ю главы). А щелочная кровь и вызывает все те симптомы, которые мы и наблюдаем при укачивании. Поэтому, отправляясь в плавание, захватите с собой лимонную кислоту и подкисливайте ею кровь. И у вас не будет никаких проблем с болезнью движения. Все просто и понятно. Одна милая женщина поделилась со мной своим рецептом борьбы с укачиванием: «В дорогу я беру всегда кислые яблоки – они спасают меня от укачивания».
Вносит свою лепту в наше беспокойство и вестибулярный аппарат, но в основе укачивания все же лежат наше беспокойство и связанное с ним ощелачивание крови.
Приведу еще один пример из личной жизни. Однажды мне пришлось лететь на большом турбовинтовом самолете ИЛ-18. Самолет попал в грозовые облака. Он проваливался в воздушные ямы так резко, что дух захватывало. И здесь оказалось, что не 15 % авиапассажиров укачивается, а почти все 100 %. Не знаю, был ли еще кто из пассажиров, кроме меня, кого бы не затронула эта болезнь? Я почему-то не боялся всей этой болтанки самолета. Но если даже допустить, что мое подсознание в такой ситуации все же испытывало беспокойство, то кислая реакция моей крови в этот момент препятствовала значительному ощелачиванию ее, а поэтому и никаких симптомов укачивания я не чувствовал.
Когда я приводил пример укачивания на теплоходе, то по времени он отстоял от последнего примера (на самолете) не менее чем на 15 лет, и в то время я еще не знал причину морской болезни и поэтому никак не мог предупредить ее.
Теперь же мы можем предпринять и профилактические меры против этой болезни и можем даже объяснить, почему укачиваются и космонавты в первые дни полета на космическом корабле, и почему страдал от морской болезни знаменитый адмирал Нельсон, и почему летчики тоже испытывают иногда симптомы этой болезни.
Начнем с летчиков. При сложном полете, а такой полет всегда связан с беспокойством, у летных экипажей отсутствуют внешние признаки воздушной болезни, но значительно снижается работоспособность, а это и есть одно из проявлений укачивания. Но если летчик не ведет самолет сам, а летит в нем в качестве пассажира, да еще и с незнакомым экипажем, то у него могут проявиться и внешние признаки укачивания. И вызывается это его повышенным беспокойством по поводу благополучности полета (вот если бы он сам сидел за штурвалом, тогда бы другое дело).
А что же космонавты? Они, как никто другой, годами тренируют свой вестибулярный аппарат, но, оказавшись в непривычном для них состоянии невесомости, подсознательно начинают испытывать беспокойство. Со временем они привыкают и к состоянию невесомости (как постепенно мы привыкаем ко всему на свете), и беспокойство покидает их.
Если вам приходилось ездить в кузове грузовой автомашины по разбитой грунтовой дороге, и ехать не один час, а хотя бы два-три часа, то вам должно быть известно, что с закрытыми глазами ехать легче, вас в меньшей мере будет укачивать. И объясняется это тем, что вы снимаете, таким образом, дополнительные (зрительные) сигналы беспокойства. Так и Титову медики посоветовали закрыть глаза и успокоиться – и ему стало легче.
А теперь об адмирале Нельсоне. Ему, по-видимому, неприятно было сознавать, что на него изнуряюще действует морская болезнь и что он не в силах с ней справиться. Но что он мог сделать, если суда были небольшими и их безжалостно раскачивали волны и если он не знал истинную причину этой болезни? А причина заключалась в повышенной щелочности крови адмирала. Он был англичанином, а у англичан кровь имеет повышенную щелочность в сравнении с другими европейскими народами (см. 25-ю главу), по этой же причине у них много пьяниц (и тоже смотрите 25-ю главу). Поэтому дополнительное подщелачивание крови во время морской качки удручающе действует на англичан. Кроме того, адмирал очень любил всевозможные сыры, а они, как никакой другой продукт, ощелачивают кровь (см. 7-ю главу). Кроме того, адмирал постоянно беспокоился за каждое суденышко в его эскадре. В итоге адмирал и не мог противостоять морской болезни.
В отличие от Нельсона, другой известный английский мореплаватель – капитан Кук – «исколесил» весь Тихий океан, понаоткрывал множество больших и малых островов, достиг Австралии и чуть было не достиг Антарктиды и при всем при этом не болел морской болезнью. И вот почему. Однажды он прочитал заметки некоего английского хирурга, который уверял, что на кораблях голландского флота нет цинги по той причине, что на них экипажи каждый день получают кислую капусту. Для капитана Кука такая информация послужила сигналом к действию. Готовясь к одному из путешествий в неосвоенные районы Тихого океана, он велел загрузить в трюмы своих судов около 10 тонн кислой капусты. И оказалось, что его моряков и его самого не преследовали не только цинга, но и другие болезни, в том числе и морская болезнь. Вот вам и кислая капуста. С этого момента начните ценить ее по достоинству, если до этого вы относились к ней без должного уважения.
В листьях свежей капусты содержится до 5,7 % сахара и до 74 мг% аскорбиновой кислоты. При квашении капусты сахар перерабатывается в молочную кислоту, и, таким образом, в кислой капусте всегда содержится много молочной кислоты и много аскорбиновой, которая продолжительное время сохраняется в кислой среде. Кстати, аскорбиновой кислоты в капусте не меньше, чем в лимонах и апельсинах.
В 20-й главе («Если вам ночью не спится…») говорится, что для глубокого и продолжительного сна необходима кислая реакция крови. Известно, что космонавты плохо спят. И причина такого негативного явления заключается опять-таки в том, что их подсознание ни на минуту не забывает о том, что они находятся в космосе, в зоне повышенного риска, а поэтому оно (подсознание) постоянно находится в состоянии стресса, а такое состояние ощелачивает кровь. А со щелочной кровью плохо спится.